Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Дубицкая Оксана. Доктор философии // портал Афиша. 2011.10 янв.


10 Январь 2011 Пресса о нас
Брониславу Нушичу приписывают манеру выстраивать коллизии на сатирическом изображении характеров различных персонажей. Комедии этого плана – «Покойник», «Госпожа министерша». Будучи знатоком сцены, Б.Нушич умело ведет интригу, основываясь на занятных фарсовых ситуациях, путаницах и небылицах.
Все фотографии () Надо сказать, «Обыкновенный человек» - яркий тому пример. Но не единственный. 1936 годом датирована комедия «Др». И роли были написаны для актеров (с 1923 года Нушич – директор Народного театра в Сараеве).
Некоторые воображают, «будут деньги – будет все», а золотишко у миллионера Животы Цвийовича, разбогатевшего на спекуляциях в первую мировую, водилось. Отчего бы в мирное время нуворишу не поучаствовать в распределении ученых степеней? А именно: произвести сына в доктора философии. «Не потому, что философия чего-нибудь стоит, я за нее копейки не дам, умный человек не станет тратить деньги на пустые звуки < … > мне нет дела до философии, но я хотел, чтобы перед его именем стояло: «Д - р».
Затея, в общем, довольно глупая. Смесь барского самодурства с провинциальным, с позволения сказать, «романтизмом». Так вот, под именем Милорада, сумасброд Живота посылает во Фрейбург добывать ученую степень способного, но малоимущего юнца Велимира Павловича. А Милорад путешествовал по Европе, чтобы люди знали, что он за границей.
По сути, ученый сан ему ни к чему, но главное не это. «Разве павлин без хвоста был бы павлином? Никто бы и смотреть не стал», - нагло заявляет папаша Цвийович.
Сделка якобы состоялась. В итоге, в кабинете Животы красуется как трофей «на стене под шкафом в роскошной раме – диплом доктора философии, к диплому привязана большая печать в круглой коробочке».
Наука превращается в предмет купли-продажи, становится объектом для жульнических махинаций.
И что же?
Объявился вдруг этот идеологический «феномен» (с сомнительной репутацией) на театральной сцене в спектакле Татьяны Казаковой «Доктор философии» во всей своей красе. Вот что. И, видимо, есть на то причины, особенно здесь, в Петербурге (городе спекулятивных дивидендов, надо полагать).
Драматический контекст пьесы – крах иллюзий оказался едва ли не лишним винтиком театрального механизма, направленного на конкретные художественные цели режиссера: представить метафору грустной реальности. Что же касается изящного, по этой части на главную роль был вновь приглашен, всегда востребованный в театре комедии имени Н.П.Акимова, художник-постановщик Эмиль Капелюш. И сотворил видимый мир, в данном случае – мир Цвийовича, в котором тот властвует, распоряжаясь безраздельно личной собственностью.
Этот мир раскладывается на вещи бесполезные (но «красивые») и функциональные. На сцене – предметы, претендующие на статус метафоры: чучело павлина основательно утвердилось на обломке колонны, нарядный, как барышня на выданье, телефон на неком мемориале «под мрамор», с латинским изречением, набившим оскомину «Repetitio est mater studiorum». Во втором акте возникают по мере надобности: подсвечник, велосипед, саквояж, детская коляска…
Пространство спектакля
одиозно: мрачные высокие колонны, не имеющие никакого отношения к тому, что происходит на сцене, замыкают по бокам, подъемный лифт, очевидно, является неким намеком на респектабельность, и участвует абсолютно во всем, что происходит на сцене; действующие лица устремляются вверх-вниз почти без передышки. Человек здесь – часть декорации, он втянут в «иллюзион», им поглощен.
Но давно уже пора перейти к конкретному спектаклю.
30.12.09.
Итак, действие происходит в Белграде, в доме Животы Цвийовича. Водевильная предыстория задает спектаклю легкомысленный тон. Сергей Русскин в роли Цвийовича очень точно попадает в тон спектакля, играет человека циничного, беспардонного, которого ведет по жизни провидение.
- Ты будешь человеком, не по своей воле, по моей, но ты им будешь! – громогласно объявляет он сыну, с удовольствием стилизуя себя под фольклорный образ нового русского.
- Я двух слов связать не могу. Он хочет, чтоб я лекции читал,- слабо парирует Милорад ( Ярослав Воронцов ).
В этой семейной сцене у Животы вообще нет равного оппонента, да и, в сущности, нет предмета для спора, если в ходу хозяйское «Цыц!»
Напрасно супруга Мара (Людмила Моторная) кричит:
- Отец, не рожден он для этого, не рожден!
Тем временем являются дамы из приюта госпожа Спасоевич (Ирина Григорьева) и госпожа Протич (Валерия Киселева), скромно одетые и в нелепых шляпках. Русскин торопливо хватает их за руки, выдвигая свою персону на первый план, сыплет им в карманы конфеты, как маленьким девочкам, дает денег:
- Это будет не лекция, это будет сенсация.
И трогает «павлина» за хвост.
Татьяна Казакова из тех режиссеров, что всегда хорошо рассчитывает возможности конкретного актера в конкретной постановке: вульгарность изображается Русскиным убедительно, забавно, но как бы невсерьез, без особого воодушевления.
Когда через полчаса после начала в репликах героев второго комического уровня Славки (Олеся Бережная) и Велимира (Артем Петров) проскальзывают ханжеские нотки, привилегия надеть розовые очки корректно переадресовывается всем желающим по ту сторону рампы:
Велимир (Артем Петров) – Вы же не знаете: там за границей я жил и учился под именем Вашего брата.
Славка (Олеся Бережная) – Зачем согласились?
Велимир (Артем Петров) – Я хотел учиться! И вдруг мне говорят: поезжай, только привези диплом доктора философии.
Олеся Бережная рухнула от откровений на помост неубедительно, но резво вскочила.
- Так значит, этот брак был ошибкой?
Надо сказать, Велимир во Фрейбурге времени даром не терял: обзавелся женой и ребенком.
Сцена объяснения Велимира с Животой – одна из лучших в спектакле.
Велимир – Он не чужой, он мой ребенок.
Живота – А имя у него чье?
Велимир – Это формальности. Я сейчас же иду в полицию и сделаю официальное заявление.
Живота – Куда? Кому нужна твоя правда, тем более в полиции, если бы все говорили правду, то весь город сидел бы в тюрьме!
Артем Петров играет Велимира не взрослым человеком, а большим ребенком, наивным, с верой в благородство. В его герое есть обаяние юности, мягкое неприятие пошлости, обмана, именно потому он становится жертвой жестокого обывательского расчета.
От Сергея Русскина и следовало ожидать острого рисунка, в эскападах разъяренного циника превосходство хищника, мертвой хваткой вцепившегося в свою жертву.
Вторым сюрпризом, как бы вдогонку становится появление профессора Райцера (Алексей Мокрецкий) под звуки студенческого гимна. Светило науки философии, опираясь на трость, интересуется:
- Чей вы отец?
И в зале раздаются аплодисменты.
Педант Райцер-Мокрецкий за разъяснениями культурно обращается к Маре:
- Сударыня, кто отец Вашего ребенка?
Мара-Моторная волею случая становится марионеткой в руках сообщества инсинуаторов «Цвийович-Благое», предписание которого она должна выполнять: иными словами, представить дело так, мол, Велимир – это Милорад, любимый ученик профессора Райцера, Благое брат Мары (Николай Смирнов) - это удачливый коммерсант Цвийович, счастливый отец семейства.
Увы, не получилось. И тогда, вдруг, поддавшись вдохновению, и минуя логику, действующие лица, распределившись по парам, увлеченно танцуют (балетмейстер Николай Козлов) под незатейливую мелодию (музыкальное оформление Натальи Неклюдовой).
Мара-Моторная, отчаявшись, кричит, взывая к небесам:
- Господи, запуталась, как гусь в конопле!
И находит отклик у публики. Зал снова взрывается аплодисментами.
Занавес.
В начале второго действия сцену загромоздил велосипед. Милорад-Воронцов, весь в белом, крутит педали и, между делом, швыряет надоедливой сестре рукопись лекции. Ибо провал был грандиозным: «закат философии» уже наступил, конец света вот-вот наступит.
Славка: А зачем ты согласился читать эту лекцию?
Милорад: Деньги нужны.
Следовательно, во всем виноваты эти проклятые Деньги.
В пьесе есть еще ряд персонажей: Драга, сваха (Наталья Андреева), Клара (Наталья Шостак), Сойка (Татьяна Полонская), Сойкин муж (Андрей Толшин), Николич (Алексей Красноцветов).
Именно персонаж третьего плана Николич-Красноцветов скромно появляется, чтобы любезно сообщить новость.
Николич: Вас ждет какая-то дама.
Милорад: Какая дама?
Николич: С ребенком.
Действительно, объявляется Клара (Наталья Шостак); молодая мамаша, внешне вполне симпатичная. Чинно шествует, вооружившись корзинкой, саквояжем и картонкой, событиям навстречу. На авансцену въезжает коляска.
Милорад в исполнении Воронцова – человек играющий, он остроумен, с удовольствием ведет интригу.
Милорад: А это, значит, Пепика, мой сын. Мама, приехала Клара с ребенком!
Клара: Такая перемена невозможна.
Милорад: Спроси у мамы.
Ни минуты покоя нет у Животы. Надо расторгнуть опасный брак, и он зовет на подмогу делягу Сойку с очаровательным супругом: им предстоит изобразить невольных свидетелей «измены», затем выступить в защиту обывательской добродетели. Функция у авантюристов среднего масштаба, любителей дешевой экзотики, вспомогательная.
Жадность жуликов в борьбе за мнимую нравственность придает основному конфликту «быть или казаться» дополнительный колорит.
Сойка в исполнении Татьяны Полонской – самонадеянная нахалка, трещит без умолку, как сорока. Сойкин муж (Андрей Толшин) или безмолвствует, как простой народ в опере «Борис Годунов», или прохаживается по сцене как манекенщик.
Сойка: Он очень болтлив, и всю работу мне портит. Так вы говорите, они иностранцы. Это по другому тарифу.
Цвийович: Замечательно, двух свидетелей более чем достаточно.
Стараясь доказать рвение, деляги ведут себя бурно: носятся по сцене, выискивая при свете дня с фонарями факты прелюбодеяния. Обыскались, но не нашли.
Капризный Милорад желает быть женатым.
Милорад: Вы за мной замужем, и я дам развод когда захочу.
Клара не возражает. Казалось бы, круг замкнулся. Но не для уязвленного Животы. Импульсивно жестикулируя, он орет на весь зал.
Живота: Я отрекаюсь от сына! От своего единственного сына!
Последняя картина превращена создателями спектакля в вакханалию, во время которой действующие лица неиствовали в стремительном диком танце. И павлину был придуман выразительный финал – он гордо поднял красивый хвост.



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!