Карта привилегий Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

12

Ноябрь
19:00
Ded

Алпатова Ирина. Призрачно все // Культура. 2006.


1 Январь 2006 Пресса о нас
Замечательный итальянский автор Эдуардо Де Филиппо хорошо знаком и, более того, любим публикой, режиссерами и актерами. За нестандартные сюжеты, лежащие на грани частного случая и вполне типичной истории. За превосходные характеры персонажей - людей живых, лишенных внятной однозначности, которые всегда поставлены в ситуацию выбора: как жить дальше?
Все фотографии () За возможность актерам проявить свои таланты, а режиссерам - в них, актерах, "умереть", успев перед тем сказать свое веское слово.
"Призраки" - прекрасный образец подобной истории. Она непроста и очень загадочна. Ее при отсутствии определенных усилий или нежелании их применить можно разыграть как смешной анекдот о нелепых и недалеких людях. А можно, наоборот, этим людям поверить, их пожалеть, не осуждая и не оправдывая до конца, наполнить такими знакомыми и знаковыми чеховскими интонациями на тему: "Пропала жизнь!" Татьяна Казакова, конечно же, пошла по этому второму пути. И не споря с автором и уж тем более не осовременивая его, сочинила на сцене театра Комедии очень яркую и трогательную сценическую историю, которая явно нравится публике. И при этом не теряется прочная нить интриги, загадки, тайны, разгадать которую так хочется всем, но до конца все же не получается.
А какой, казалось бы, забавный сюжет. Паскуале Лойяконо (Сергей Барковский), "страждущая душа", человек среднего возраста и без определенных занятий, получает возможность на время бесплатно завладеть старинным замком с привидениями, чтобы доказать соседям: призраки - всего лишь фантазия, а замок вполне безопасен для обитания. Но не тут-то было. Если призраков и в самом деле нет, их стоило бы выдумать. И в означенном замке начинают происходить вещи весьма любопытные.
Все в этом спектакле покрыто легким, едва уловимым флером иронии, что, впрочем, отнюдь не мешает сопереживанию происходящему, просто снимает излишний пафос. И это начинается с представления самого замка, придуманного  Эмилем Капелюшем. Кажется, что его старые стены покрыты трещинами времени, но стоит чуть-чуть прибавить света, и оживают старинные фрески-картины с изображением каких-то испанских грандов, которые некогда и спровоцировали появление призраков, коими стали жертвы неверности и страстной любви. Все это уже изначально настраивает на ту самую призрачность, двойственность существования, когда нельзя четко определить - где правда, а где иллюзия.
Эту линию иллюзорности жизни виртуозно ведет главный герой истории Лойяконо  и, безусловно, становится камертоном этого зрелищного и одновременно изысканно-психологического спектакля. Типичный "маленький человек", он обладает всеми приметами подобного хрестоматийного типа - он легкомыслен, слаб и лишен силы воли. Но в то же время он - фигура почти трагическая, эдакий брат по крови чеховскому дяде Ване. Прежде всего тем, что осознает свою "малость", никчемность, неудачливость. Но сколь велико искушение потерять вкус к жизни, начать беспрестанно ныть и жаловаться на судьбу, раздражая всех вокруг. Нет, Лойяконо , даже повествуя о своих тотальных неудачах в делах, вдруг с комичной гордостью резюмирует: "И ни в чем не преуспел!" И есть любовь, которая может быть большой даже у "маленького" человека - к юной красавице Марии ( Карина Разумовская), ради которой, собственно, и творятся все безумия.
"Призраки" угодливо подсовывают Лойяконо - Барковскому все новые и новые суммы в карман пиджака. Как можно не заметить того, что в данной "потусторонней" роли выступает всего лишь любовник жены Альфредо (Денис Зайцев)? Но заметить - значит оборвать и без того непрочную нить, которая держит Лойяконо на плаву в этой жизни, дарит такую зыбкую надежду, что все рано или поздно само собой уладится и он, а не Альфредо сможет надеть на палец жены бриллиантовое колечко, которое по его (ох, какому ошибочному мнению!), вещественно подтверждает любовь.
Лойяконо - Барковский не видит или виртуозно делает вид, что не замечает живых людей, то и дело собирающихся в его замке. Целое представление разыгрывает семейство любовника: жена Армида (Татьяна Полонская), ее родители (Леонард Тубелевич и Ирина Григорьева) и дети (Олеся Бережная и Маша Ганзбург). Он наблюдает за этим словно бы из театральной ложи, периодически вклиниваясь с репликами: "Гуляйте, гуляйте". И попробуй тут объяснить, что это - слабость духа, цинизм или безграничная вера в свои иллюзии?
Единственный из живых, с кем Лойяконо способен вести адекватный диалог, это привратник Раффаэле (Александр Сулимов) - комическая нотка этого представления. Но и в его забавные монологи режиссер и артист вкладывают немного боли, чуть-чуть тоски по лучшей жизни, крупинки ностальгии. Вообще, эти монологи, подаренные Лойяконо - Барковскому и Раффаэле - Сулимову, конечно же, ключевые моменты спектакля, когда персонажи на какое-то время словно снимают привычные маски и начинают говорить не столько друг с другом, сколько с самими собой.



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!