Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Идеальный муж

Оскар Уайльд

Лорд и леди Чилтерн – идеальная и  благопристойная семья: он — преуспевающий политик с незапятнанной репутацией, она — сама добродетель, обожающая своего супруга. Но иллюзорное благополучие пары оказывается  хрупким. В Лондоне появляет...

29

Март
19:00

Алпатова Ирина. Призрачно все // Культура. 2006.


1 Январь 2006 Пресса о нас
Замечательный итальянский автор Эдуардо Де Филиппо хорошо знаком и, более того, любим публикой, режиссерами и актерами. За нестандартные сюжеты, лежащие на грани частного случая и вполне типичной истории. За превосходные характеры персонажей - людей живых, лишенных внятной однозначности, которые всегда поставлены в ситуацию выбора: как жить дальше?
Все фотографии () За возможность актерам проявить свои таланты, а режиссерам - в них, актерах, "умереть", успев перед тем сказать свое веское слово.
"Призраки" - прекрасный образец подобной истории. Она непроста и очень загадочна. Ее при отсутствии определенных усилий или нежелании их применить можно разыграть как смешной анекдот о нелепых и недалеких людях. А можно, наоборот, этим людям поверить, их пожалеть, не осуждая и не оправдывая до конца, наполнить такими знакомыми и знаковыми чеховскими интонациями на тему: "Пропала жизнь!" Татьяна Казакова, конечно же, пошла по этому второму пути. И не споря с автором и уж тем более не осовременивая его, сочинила на сцене театра Комедии очень яркую и трогательную сценическую историю, которая явно нравится публике. И при этом не теряется прочная нить интриги, загадки, тайны, разгадать которую так хочется всем, но до конца все же не получается.
А какой, казалось бы, забавный сюжет. Паскуале Лойяконо (Сергей Барковский), "страждущая душа", человек среднего возраста и без определенных занятий, получает возможность на время бесплатно завладеть старинным замком с привидениями, чтобы доказать соседям: призраки - всего лишь фантазия, а замок вполне безопасен для обитания. Но не тут-то было. Если призраков и в самом деле нет, их стоило бы выдумать. И в означенном замке начинают происходить вещи весьма любопытные.
Все в этом спектакле покрыто легким, едва уловимым флером иронии, что, впрочем, отнюдь не мешает сопереживанию происходящему, просто снимает излишний пафос. И это начинается с представления самого замка, придуманного  Эмилем Капелюшем. Кажется, что его старые стены покрыты трещинами времени, но стоит чуть-чуть прибавить света, и оживают старинные фрески-картины с изображением каких-то испанских грандов, которые некогда и спровоцировали появление призраков, коими стали жертвы неверности и страстной любви. Все это уже изначально настраивает на ту самую призрачность, двойственность существования, когда нельзя четко определить - где правда, а где иллюзия.
Эту линию иллюзорности жизни виртуозно ведет главный герой истории Лойяконо  и, безусловно, становится камертоном этого зрелищного и одновременно изысканно-психологического спектакля. Типичный "маленький человек", он обладает всеми приметами подобного хрестоматийного типа - он легкомыслен, слаб и лишен силы воли. Но в то же время он - фигура почти трагическая, эдакий брат по крови чеховскому дяде Ване. Прежде всего тем, что осознает свою "малость", никчемность, неудачливость. Но сколь велико искушение потерять вкус к жизни, начать беспрестанно ныть и жаловаться на судьбу, раздражая всех вокруг. Нет, Лойяконо , даже повествуя о своих тотальных неудачах в делах, вдруг с комичной гордостью резюмирует: "И ни в чем не преуспел!" И есть любовь, которая может быть большой даже у "маленького" человека - к юной красавице Марии ( Карина Разумовская), ради которой, собственно, и творятся все безумия.
"Призраки" угодливо подсовывают Лойяконо - Барковскому все новые и новые суммы в карман пиджака. Как можно не заметить того, что в данной "потусторонней" роли выступает всего лишь любовник жены Альфредо (Денис Зайцев)? Но заметить - значит оборвать и без того непрочную нить, которая держит Лойяконо на плаву в этой жизни, дарит такую зыбкую надежду, что все рано или поздно само собой уладится и он, а не Альфредо сможет надеть на палец жены бриллиантовое колечко, которое по его (ох, какому ошибочному мнению!), вещественно подтверждает любовь.
Лойяконо - Барковский не видит или виртуозно делает вид, что не замечает живых людей, то и дело собирающихся в его замке. Целое представление разыгрывает семейство любовника: жена Армида (Татьяна Полонская), ее родители (Леонард Тубелевич и Ирина Григорьева) и дети (Олеся Бережная и Маша Ганзбург). Он наблюдает за этим словно бы из театральной ложи, периодически вклиниваясь с репликами: "Гуляйте, гуляйте". И попробуй тут объяснить, что это - слабость духа, цинизм или безграничная вера в свои иллюзии?
Единственный из живых, с кем Лойяконо способен вести адекватный диалог, это привратник Раффаэле (Александр Сулимов) - комическая нотка этого представления. Но и в его забавные монологи режиссер и артист вкладывают немного боли, чуть-чуть тоски по лучшей жизни, крупинки ностальгии. Вообще, эти монологи, подаренные Лойяконо - Барковскому и Раффаэле - Сулимову, конечно же, ключевые моменты спектакля, когда персонажи на какое-то время словно снимают привычные маски и начинают говорить не столько друг с другом, сколько с самими собой.



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!