Гиренко В. В театре Комедии им. Акимова показали, что "такого не бывает" // Искусство ТВ. 2012. 19 март. //
Все фотографии ()
«На сегодняшний день Елена Ерпылева — один из самых самобытных драматургов. Быть может, оттого, что она живет так далеко от обеих столиц. Поэтому у нее есть свое неповторимое видение современности и, самое главное, боль за человека», — рассказала в интервью перед премьерой Татьяна Казакова.
Елена Ерпылева — автор 35 пьес и 5 киносценариев, в родном Ханты-Мансийске она руководит театром «Мираж». Спектакли по ее пьесам идут во многих российских театрах. Спектакль «Такого не бывает» — первая в Петербурге постановка по ее произведению.
Сюжет таков. Главный герой Степа (его роль исполнил Александр Матвеев) практически с первым же появлением на сцене заявляет, что «потерялся в коридорах жизни», «нарушил связь с реальностью». Повод для такого состояния — гибель в армии его лучшего друга Санька и исчезновение черепахи Матильды, которая досталась от погибшего товарища. В своем настойчивом желании отыскать Матильду и отомстить за потерю друга Степа сталкивается с истинной причиной своего горя: повсеместные ложь и жестокость, равнодушие людей и абсурдность существования…
Несмотря на философский подтекст, «Такого не бывает» — по жанру скорее комедия, хотя и пронизанная горьким юмором. «Комедия в духе фантасмагорий Гоголя и Булгакова, но — на материале современных реалий, — уточнила Татьяна Казакова. — И, что не менее важно, это интеллектуальная комедия, то есть образец „высокого“ философского жанра, настроенного на понимание человеческой души. Если помните, все свои пьесы Чехов называл комедиями».
В поисках справедливости Степа, как по кругам ада, пройдет по знакомым многим инстанциям нашей реальности, в которых встретит людей, по-разному покалеченных жизнью и по-разному со своими «травмами» справляющихся. Тут будет и следователь Леха (сыгранный Владимиром Мироновым), который свою комичную, но всегда опасную для окружающих неадекватность будет оправдывать «дыркой в голове», оставшейся после войны в Чечне. И одиозный экстрасенс (Сергей Русскин), у которого провидческие способности открылись из-за того что «тетка по голове била». И банда (иначе не назовешь) психологов, которые наукообразной терминологией «покрывают» и оправдывают подлость, жестокость и прочие законы джунглей.
Не удивительно, что в условиях, когда мир в очередной раз сошел с ума (да и был ли он когда-то вменяем?), недостаток базовых человеческих чувств, честных и искренних взаимоотношений компенсируется всеми возможными способами. Жена Степы Зина (Алиса Полубенцева), маскирует душевную пустоту модным ярко-розовым гламуром. А Степа начинает верить, что в черепаху Матильду вселилась душа погибшего друга. Правда, в отличие от супруги, играет по-честному и на место душевной пустоты требует смысла жизни. Экзистенциальный тупик тут неизбежен. Такое бывает.
Давно известно, что мир меняется в частностях, в основе же — остается прежним. В этом постоянстве театр подобен миру. «В драматургии существует только один главный конфликт. Заключенное в душе человека противоборство между Добром и Злом. В спектакле „Такого не бывает“ он формулируется в вопросах главного персонажа: кто я есть? зачем живу? как быть? Его долгий путь к себе состоит в поиске ответов на эти простые вопросы. Только через этот поиск человек становится человеком», — рассказала Татьяна Казакова.
Елена Ерпылева — автор 35 пьес и 5 киносценариев, в родном Ханты-Мансийске она руководит театром «Мираж». Спектакли по ее пьесам идут во многих российских театрах. Спектакль «Такого не бывает» — первая в Петербурге постановка по ее произведению.
Сюжет таков. Главный герой Степа (его роль исполнил Александр Матвеев) практически с первым же появлением на сцене заявляет, что «потерялся в коридорах жизни», «нарушил связь с реальностью». Повод для такого состояния — гибель в армии его лучшего друга Санька и исчезновение черепахи Матильды, которая досталась от погибшего товарища. В своем настойчивом желании отыскать Матильду и отомстить за потерю друга Степа сталкивается с истинной причиной своего горя: повсеместные ложь и жестокость, равнодушие людей и абсурдность существования…
Несмотря на философский подтекст, «Такого не бывает» — по жанру скорее комедия, хотя и пронизанная горьким юмором. «Комедия в духе фантасмагорий Гоголя и Булгакова, но — на материале современных реалий, — уточнила Татьяна Казакова. — И, что не менее важно, это интеллектуальная комедия, то есть образец „высокого“ философского жанра, настроенного на понимание человеческой души. Если помните, все свои пьесы Чехов называл комедиями».
В поисках справедливости Степа, как по кругам ада, пройдет по знакомым многим инстанциям нашей реальности, в которых встретит людей, по-разному покалеченных жизнью и по-разному со своими «травмами» справляющихся. Тут будет и следователь Леха (сыгранный Владимиром Мироновым), который свою комичную, но всегда опасную для окружающих неадекватность будет оправдывать «дыркой в голове», оставшейся после войны в Чечне. И одиозный экстрасенс (Сергей Русскин), у которого провидческие способности открылись из-за того что «тетка по голове била». И банда (иначе не назовешь) психологов, которые наукообразной терминологией «покрывают» и оправдывают подлость, жестокость и прочие законы джунглей.
Не удивительно, что в условиях, когда мир в очередной раз сошел с ума (да и был ли он когда-то вменяем?), недостаток базовых человеческих чувств, честных и искренних взаимоотношений компенсируется всеми возможными способами. Жена Степы Зина (Алиса Полубенцева), маскирует душевную пустоту модным ярко-розовым гламуром. А Степа начинает верить, что в черепаху Матильду вселилась душа погибшего друга. Правда, в отличие от супруги, играет по-честному и на место душевной пустоты требует смысла жизни. Экзистенциальный тупик тут неизбежен. Такое бывает.
Давно известно, что мир меняется в частностях, в основе же — остается прежним. В этом постоянстве театр подобен миру. «В драматургии существует только один главный конфликт. Заключенное в душе человека противоборство между Добром и Злом. В спектакле „Такого не бывает“ он формулируется в вопросах главного персонажа: кто я есть? зачем живу? как быть? Его долгий путь к себе состоит в поиске ответов на эти простые вопросы. Только через этот поиск человек становится человеком», — рассказала Татьяна Казакова.
Вернуться к списку новостей