Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Берлина М. Час совы // Театральный Петербург. 2004. февр.


1 Февраль 2004 Пресса о нас
Один из современников отмечал, что Евгений Львович Шварц пишет свои сказки для взрослых, «как классик», и это чистая правда. Его «Тень» вновь ожила на сцене Театра Комедии. Но не в знаменитой редакции Николая Павловича Акимова, а в интерпретации нынешнего главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств России Татьяны Казаковой.
Все фотографии () Текст Шварца зазвучал на родной для него сцене как откровение, будто не прошло более шестидесяти лет с момента его написания. Этот отрадный факт может вызвать даже сожаление, если иметь в виду неизменность несовершенной человеческой натуры.
Спектакль Николая Акимова, в котором он был постановщиком и художником, казался нарядным и полным света. Спектакль Татьяны Казаковой и ее соавтора сценографа Эмиля Капелюша представляется окутанным ночной мглой. Огромное немигающее око луны зависло над сценой. Ее голубоватое сияние дает таинственную подсветку всему происходящему. Издавна считалось, что луна – повелительница снов. Когда молодой ученый (Денис Зайцев), перевернувшись  сбоку на бок на авансцене, проснется, он окажется именно там, куда его влекла мечта. В маленькой гостинице сказочного королевства, где останавливался Ганс Христиан Андерсен, а до него, возможно, немецкий романтик Адельберт Шамиссо. Мечта и явь переплетутся, и возникнет та самая «сказочная реальность», о которой пишут все до единого исследователи творчества Евгения Шварца.
Кабинет Ученого – единственное «конкретное» место на сцене. Развернутым на нужной странице фолиантам, песочным часам и вздыхающему на огне медному чайнику отведен ближний к зрителям план. Гости Ученого – в основном потомственные людоеды, поднимаются по лестнице откуда-то снизу, как из преисподней. Все остальные сценические объемы создаются с помощью легких занавесей. Верх сцены отдан вольной и таинственной стихии воображения. Принцесса (Елена Руфанова) мелькнет пару раз за раздуваемыми ветром занавесями, и это будет восхитительно. Принцесса вообще имеет тенденцию перемещаться по воздуху. Правда, нам видно, как ее катают на довольно громоздкой фурке. Двуплановость и иллюзорность принципиальны для спектакля, но сознание Ученого не допускает никакой банальности. Его тянет наверх – в прямом и переносном смысле, к балкону Принцессы, и он постоянно балансирует на опущенной над сценой подвеске интермедийного занавеса, как на подоконнике, а снизу едва доносится шум уличной толпы.
Эта толпа еще предъявит свое «лицо». А пока Ученый, пришелец в игрушечном городе, вовлечен в вихрь неожиданных знакомств и самых разнообразных влюбленностей – недоверчивой любви принцессы Луизы, любви-дружбы Аннунциаты (Татьяна Воротникова), любовной агрессии певицы Юлии Джулии (Наталья Андреева). Последняя могла предстать доброй феей, да что там, просто добропорядочной женщиной, но в первой же сцене ее просторные одежды подозрительно напомнили сценические наряды первой леди российской эстрады.
Про свою Принцессу Елена Руфанова знает что-то заветное. Едва Принцесса заговорила, как ее воздушность обрела горький привкус. Принцесса отравлена дворцовым воздухом, она никому не верит. И поскольку актриса видит роль в перспективе, то предчувствует исполнение страшного заклятия. Ближе к финалу принцесса Луиза, как когда-то ее тетя, из прелестной девушки превратится в холодную царевну-лягушку.
Если начало спектакля отдано влюбчивому и мечтательному Ученому, то по контрасту его центральная картина – вакханалия государственности, разыгрываемая в саду для отвода глаз. Множество имитирующих ветви деревьев серебристых лент, спущенных с потолка, вибрируют и шепчутся, то ли от дуновения сценического ветерка, то ли от дыхания подслушивающих за кустами. Шварцевская сцена двух министров – финансов и Первого министра, понимающих друг друга с полуслова, на самом деле столь же знаменита, как сцена двух королев. В исполнении мэтров Театра Комедии Михаила Светина и Валерия Никитенко, игравших еще в возобновлениях акимовского спектакля, она звучит по-прежнему свежо. Употребив растительный эпитет, можно сказать: сцена это вечнозеленая, а рассуждения о «ку(пить)» или «у(бить)» – просто бессмертны. Тем более что у любимца публики Михаила Светина, как и у его героя, в нужных момент на ногах «вырастают крылья», и он, к радости народной, пускается вприсядку.
В саду мы в первый раз сможет разглядеть Тень, метнувшуюся от Ученого через открытую балконную дверь к Принцессе, а от нее сюда, к сильным мира сего. У милого, симпатичного Ученого оказалась омерзительная, с бледным неподвижным лицом Тень. Сергей Русскин сыграл Крошку Цахеса, с подобострастием заглядывающего в глаза и вдруг раздувшегося в нечто значимое. Огненные волоски того и гляди проглянут в его прическе. Оборотень в каком-то нелепом балахоне мечется по сцене, и когда взбирается на трон (высоченное сооружение, напоминающее замаскированную гильотину), то, оставшись без головы, сложится пополам, как полая кукла. Утраченная было голова к нему вернется. И драматизм спектакля нарастает во многом благодаря Тени. Но главным «действующим лицом» все же становится толпа. Толпа в широком смысле, все те, кто противостоят Ученому, не-герои.
По привычке назвав персонажа героем, приходится признать, что он совсем не рыцарь, не Ланцелот, и даже не закоренелый мечтатель. Вечное беспокойство из-за того, что «весь мир несчастен, а я не придумал еще, как спасти его» Христиана-Теодора не преследует. «Простой, наивный человек», как сказано у Шварца, он идет по пути, начертанному сказкой. То есть покидает игрушечный город. Увы, история сказочного королевства повторяет истории всех государств мира. А толпа, в которой много сочувствующих, но мало помогающих, любопытна. Махнуть на все рукой и посмотреть сквозь пальцы «на безумный, несчастный мир» – этот дельный совет слышен со всех сторон. И кажется, что вся толпа состоит из «первых учеников». Как говорится в диалоге из другой замечательной пьесы Евгений Шварца «Дракон» «Меня так учили». – «Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая!».
Толпа меняет облик. Толпа отдыхающих и толпа простого люда одеты художником Стефанией Граурогкайте в пародийно-усредненные, годные на все времена и во всех странах костюмы. Толпа придворных – порождение зазеркалья, отражающих поверхностей в глубине сцены, с помощью которых Эмиль Капелюш создает манящую тайнопись лабиринта. Это впечатление эмоционально поддержано костюмами, выразительные линии которых напоминают о зловещих масках Венецианского карнавала. Сюжет «Тени», заимствованный у литературных предшественников-романтиков воплотился на сцене в романтичной многоголосой симфонии, иногда сумрачной и нестройной, но весьма экспрессивной и притягательной.
Тень могла бы персонифицироваться, обратиться в Теодора-Христиана, оказавшись темной, теневой стороной личности Христиана-Теодора. В спектакле Тень предводительствует толпой.
Мечта Ученого о спасении человечества – это возвышенно и прекрасно. Но Тень и Принцесса, проплывающие над головами придворных в кроваво-красных одеяниях, ставят недвусмысленный акцент в сказке о негероическом времени. И ту, как нигде, пригодилось бы изображение совы, ночной птицы, атрибута многих страшилок, – с одной стороны, она эмблема книжной мудрости, а с другой – символ смерти, нечисти и колдовства.


Марина Берлина



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!