Пропуск в мир Комедии Касса 312-45-55

Визит дамы

Фридрих Дюрренматт

Скоростные поезда давно не делают остановку в обнищавшем городишке Гюллене, тихо умирающем где-то в Центральной Европе. Но однажды раздается роковой скрип тормозов – и на перроне появляется эффектная гостья, знаменитая миллиардерша Клара Цаханес...

17

Август
19:00

Алпатова Ирина Как важно быть смешным // Культура.. 2010. № 41. 28 окт.- 10нояб.


28 Октябрь 2010 Пресса о нас
Театр, в название которого вынесено слово «комедия», казалось бы, обречен на заведомо легкое и успешное существование. А как же иначе, если это любимейший зрительский жанр, а потому пополнение театральной кассы обеспечено.
Все фотографии () Не зря же в антрепризах, ориентированных преимущественно на кассу, идут исключительно комедии. Другое дело что это весьма упрощенное понимание и жанра, и общей театральной идеи, с которым художественный руководитель Театра Комедии Татьяна Казакова категорически не согласна. А потому предпочитает коллекционировать в афише самые разные проявления комедийной драматургии. Чистая развлекательность — не ее задача. Вернее, это совершенно не исключается. Но при этом не исключаются глубина и серьезность авторской мысли, наличие «вечных вопросов» и перепад эмоциональных состояний. Быть может, поэтому в Театре Комедии не бывает низкопробных продуктов с драматической или режиссерской точки зрения. Если уж в чем и упрекали подчас театр, так это в недостатке «смешного», но никак не в его переизбытке.
Но это совсем не означает, что здесь не способна появиться, так сказать, чистая комедия, призванная скрасить публике вечерние часы досуга. Но сделать это тонко, талантливо, интеллигентно. На подобные вещи обычно приглашаются режиссеры со стороны, в том числе и столичные. Режиссер нынешнего премьерного спектакля «Уловки Дороти Дот» — Вадим Данцигер, известный своими постановками в московском Театре имени Ермоловой, а также в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина.
А прежде всего был сделан изящный драматургический ход — выбрана пьеса всем известного автора «Театра» Сомерсета Моэма, практически не имеющая в России сценической истории. Лишь в 20-е годы минувшего века она была играна в столичном Малом театре, а потом как-то позабылась. И зря. Она написана весьма изящным слогом, насыщена забавными ситуациями любовного свойства, актуальными во все времена, и представляет вполне качественный материал для актеров. Хотя, конечно, отчасти напоминает остроумные и парадоксальные комедии Оскара Уайльда. Но ведь едва ли не все английские драматурги той эпохи, как говорится, вышли из уайльдовской комедии «Как важно быть серьезным», как наши — из гоголевской «Шинели».
Впрочем, для режиссера Вадима Данцигера принципиальным было не делать комедию «из английской жизни», не изображать салонных обитателей Туманного Альбиона в манере «Овсянка, сэр!» Хотя и на иные, отдаленные территории это действо тоже не перенеслось, зато прекрасно вписалось в стиль эпохи модерна, предложенный художником Андреем Климовым в качестве идеи оформления и костюмов. Причем стиль получился отчасти пародийно-ироничным. Вот здесь-то типовые английские приметы вроде традиционных газонов и причудливо подстриженных кустарников проявились весьма кстати и очень смешно. Так, один из кустов, в приступе любовной лихорадки остриженный главной героиней, превращается в обнаженную мужскую фигуру, анатомические части которой потом забавно обыгрываются. А уж костюмы — это отдельный сюжет, но главное, что они получились весьма «говорящего» свойства: лишь взглянешь на платьице — и станет понятным характер его обладательницы.
Хотя, понятное дело, задачи режиссера были куда обширнее. И одна из главных — отчасти взбодрить старую комедию современными сценическими ритмами. Данцигер сочиняет для персонажей, в том числе и эпизодических, какие-то темпераментные пробежки, боксерские поединки, зажигательные танцы (хореограф Мария Большакова). Так что подчас на заднем плане рождается и длится параллельная сценическая жизнь, не отвлекающая внимания публики от основных героев, но словно бы создающая некий комический аккомпанемент. И даже трое дворецких (Александр Васильев, Александр Степин и Виталий Куклин) становятся персонами вполне самостоятельными.
А вот вам и еще одна режиссерская задача — в данном конкретном спектакле спровоцировать актеров на отказ от всяческих «подтекстов» и «высоких дум». Взамен этого предаться чистой и увлекательной игре, которая хороша уже сама по себе, а в сочетании с языком и сюжетом Моэма — и того лучше. Как уж там шел процесс репетиций, неизвестно, но на сцене актерское удовольствие от игры считывается без труда. Темпераментная и безмерно обаятельная «пышечка» Дороти Дот (Татьяна Полонская) очаровательно плетет любовные интриги, в которых, как в паутине, запутываются все без исключения. К примеру, ее неуверенный в себе возлюбленный Джеральд (Денис Зайцев), заплутавший между понятиями любви и долга. Или его приятель Джеймс (Андрей Толшин), убежденный холостяк со всеми приметами этого состояния. А новая пара влюбленных, Фредди (Алексей Красноцветов) и Нелли (Алиса Попова), темпераментных и непосредственных юнцов, так и вовсе сотворена вездесущей Дороти — Полонской. Да и тетушки-матушки, Эмили (Валерия Киселева) и леди Зеленджер (Наталья Андреева), продемонстрировали определенный набор характерных черт в их разнообразии, даже если первая — всего лишь старая дева, а вторая — молодящаяся кокетка. Причем стоит сказать, что, вероятнее всего, вся эта изощренная характерность заложена не в пьесе, но именно в режиссерско-актерском рисунке спектакля.
Вышеназванное же удовольствие актеров от происходящего на сцене оказалось весьма заразительным и подвигло публику на те же эмоции. Спектакль Вадима Данцигера вышел легким и смешным, но даже без примеси грубоватых и двусмысленных шуточек и прочих антрепризных примет. И доказал право на существование в весьма разнообразном репертуаре Театра Комедии, отнюдь не вставая в оппозицию по отношению к более серьезным спектаклям. Подобная же гармоничность и разнообразие афиши, вовлечение в свой круг зрителей разных возрастов, взглядов и пристрастий говорят прежде всего о том, что в знаменитом Акимовском театре все в порядке.



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!