Белая Наталья. Непристойное предложение// Новости Петербурга. 27 августа 2014
Все фотографии ()
С первых минут спектакля становится ясно: режиссер делает то, что сегодня встречается редко, — бережно и деликатно обходится с оригинальным материалом.Сюжет и прост, и сюрреалистичен одновременно: бессовестно преданная девушка из-за обмана любимого покидает родной город, теряет внебрачную дочь и становится проституткой. Однако судьба, со свойственной ей иронией, замещает потерю души баснословным богатством. Обретя миллионы и сменив семерых мужей, некогда хрупкая и задорная Клара Цаханесян (народная артистка РФ Ирина Мазуркевич) возвращается в свой обнищавший за минувшие годы городок с единственным желанием — восстановить справедливость…Малая и довольно бедная родина миллионерши в это время усердно готовится к встрече почетной гостьи, отчаянно уповая на ее щедрость, потому что городу необходим миллион…Спектакль сразу же погружает зрителя в беспокойную, но при этом провинциально-наивную атмосферу подготовки к визиту. Чтобы произвести впечатление на миллионершу, бургомистр, человек мягкий, но в глубине души искренне радеющий за свое дело (в блистательном и остроумном исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Кузнецова), силится предпринять все возможные меры, чтобы тронуть сердце состоятельной визитерши…Есть у жителей еще один козырь — любовник Клары Альфред Илл (заслуженный артист РФ Дмитрий Лебедев), тот самый, с которым они расстались «не очень хорошо». Вместе с остальными Илл надеется оживить воспоминания Клары.Однако для нее самой прошлое оказывается гораздо более живым, чем ожидают ее сограждане, а из всех жизней ее интересует лишь одна — жизнь самого Илла…Декорации спектакля в полной мере поддерживают режиссерский замысел: приподнятая сцена дает возможность главной героине появиться в буквальном смысле «из-под земли» — точно огромная паучиха, выбирается она в клубах дыма не то из прибывшего поезда, не то из самого Ада. Мазуркевич в этой роли выглядит действительно пугающе и одновременно завораживающе. Ее Клара — сильная, все еще живая, но при этом сосредоточившая в себе такой сумасшедший запас энергии и боли, что, кажется, одно ее присутствие подчиняет себе мужчин, женщин и саму человеческую совесть. Резкая, обжигающая, она рушит все планы горожан, обещая магистрату и самим жителям миллиард — но лишь в том случае, если кто-нибудь из них убьет Илла… Разумеется, добродушный бургомистр, а за ним и все остальные горожане возмущены циничным предложением эпатажной особы: они никогда не отступятся от общечеловеческих принципов, не предадут вечных ценностей… Даже ради миллиарда… миллиарда.. миллиарда! Но каждый из них мысленно все же пробует это слово на вкус, чувствует, как оно сладкой патокой растекается по небу, сковывая язык, губы и совесть… С этого момента спектакль приобретает аллегорический характер. Несмотря на обилие остроумных режиссерских находок и уморительно обрисованных персонажей, история делается по-настоящему страшной. Познавшая власть денег и нужду, способную толкнуть человека на самые низменные поступки, Клара уже знает, каким будет финал…Страстная и метафоричная музыка Фаустаса Латенаса, любимого композитора известных прибалтийских режиссеров Эдмундаса Някрошюса и Римаса Туминаса, подчеркивает ощущение нарастающей тревоги, паники отчаяния и наконец — решающего перелома… Татьяне Казаковой удается виртуозно воссоздать момент перехода горожан «на темную сторону», показать, как человеческий разум умеет договориться с человеческой же совестью, когда на кону достаточная сумма…Бесспорная удача спектакля и в том, что измерять поступки героев в категориях «хорошо–плохо» не получается. Люди на сцене слишком объемны и слишком… человечны. Спектакль поднимает немало экзистенциальных тем, задает вопросы, честно ответить на которые очень нелегко.
http://novostispb.ru/news/culture/5763/
С первых минут спектакля становится ясно: режиссер делает то, что сегодня встречается редко, — бережно и деликатно обходится с оригинальным материалом.Сюжет и прост, и сюрреалистичен одновременно: бессовестно преданная девушка из-за обмана любимого покидает родной город, теряет внебрачную дочь и становится проституткой. Однако судьба, со свойственной ей иронией, замещает потерю души баснословным богатством. Обретя миллионы и сменив семерых мужей, некогда хрупкая и задорная Клара Цаханесян (народная артистка РФ Ирина Мазуркевич) возвращается в свой обнищавший за минувшие годы городок с единственным желанием — восстановить справедливость…Малая и довольно бедная родина миллионерши в это время усердно готовится к встрече почетной гостьи, отчаянно уповая на ее щедрость, потому что городу необходим миллион…Спектакль сразу же погружает зрителя в беспокойную, но при этом провинциально-наивную атмосферу подготовки к визиту. Чтобы произвести впечатление на миллионершу, бургомистр, человек мягкий, но в глубине души искренне радеющий за свое дело (в блистательном и остроумном исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Кузнецова), силится предпринять все возможные меры, чтобы тронуть сердце состоятельной визитерши…Есть у жителей еще один козырь — любовник Клары Альфред Илл (заслуженный артист РФ Дмитрий Лебедев), тот самый, с которым они расстались «не очень хорошо». Вместе с остальными Илл надеется оживить воспоминания Клары.Однако для нее самой прошлое оказывается гораздо более живым, чем ожидают ее сограждане, а из всех жизней ее интересует лишь одна — жизнь самого Илла…Декорации спектакля в полной мере поддерживают режиссерский замысел: приподнятая сцена дает возможность главной героине появиться в буквальном смысле «из-под земли» — точно огромная паучиха, выбирается она в клубах дыма не то из прибывшего поезда, не то из самого Ада. Мазуркевич в этой роли выглядит действительно пугающе и одновременно завораживающе. Ее Клара — сильная, все еще живая, но при этом сосредоточившая в себе такой сумасшедший запас энергии и боли, что, кажется, одно ее присутствие подчиняет себе мужчин, женщин и саму человеческую совесть. Резкая, обжигающая, она рушит все планы горожан, обещая магистрату и самим жителям миллиард — но лишь в том случае, если кто-нибудь из них убьет Илла… Разумеется, добродушный бургомистр, а за ним и все остальные горожане возмущены циничным предложением эпатажной особы: они никогда не отступятся от общечеловеческих принципов, не предадут вечных ценностей… Даже ради миллиарда… миллиарда.. миллиарда! Но каждый из них мысленно все же пробует это слово на вкус, чувствует, как оно сладкой патокой растекается по небу, сковывая язык, губы и совесть… С этого момента спектакль приобретает аллегорический характер. Несмотря на обилие остроумных режиссерских находок и уморительно обрисованных персонажей, история делается по-настоящему страшной. Познавшая власть денег и нужду, способную толкнуть человека на самые низменные поступки, Клара уже знает, каким будет финал…Страстная и метафоричная музыка Фаустаса Латенаса, любимого композитора известных прибалтийских режиссеров Эдмундаса Някрошюса и Римаса Туминаса, подчеркивает ощущение нарастающей тревоги, паники отчаяния и наконец — решающего перелома… Татьяне Казаковой удается виртуозно воссоздать момент перехода горожан «на темную сторону», показать, как человеческий разум умеет договориться с человеческой же совестью, когда на кону достаточная сумма…Бесспорная удача спектакля и в том, что измерять поступки героев в категориях «хорошо–плохо» не получается. Люди на сцене слишком объемны и слишком… человечны. Спектакль поднимает немало экзистенциальных тем, задает вопросы, честно ответить на которые очень нелегко.
http://novostispb.ru/news/culture/5763/
Вернуться к списку новостей