Исакова Светлана. В героине Ирины Мазуркевич соединились сталь и боль // Искусство ТВ. 2014. 29 авг.
Все фотографии ()
По сюжету, в захолустный городок Гюллен возвращается некогда жившая в нем дама — ныне мультимиллионерша Клара Цаханесян: эту роль играет Ирина Мазуркевич. Как выясняется, будучи еще девочкой, Клара забеременела от возлюбленного, но Илл отказался от отцовства и подкупил суд. Бедняжка бежала из города, оказалась в публичном доме, неожиданно стала супругой одного миллионера, затем другого... И вот она скупает весь город с потрохами и обещает жителям сказочное богатство в обмен на смерть Илла. Заплатят ли горожане такую страшную цену? Все ли продается?
Дюрренматт, мастерски закручивая интригу, не навязывает готовых решений. Не ясно кто прав, а кто виноват, ведь на каждый аргумент с одной или с другой стороны тут же выдвигается контраргумент.
Можно стоять на том, что месть дело низкое и оно, прежде всего, разрушает душу того, кто мстит. Но тут же возникает другая точка зрения: Клара мстит смертью за смерть. Именно так — за смерть своего ребенка. И не только Иллу, но и обществу, делая одного жертвой, а других палачами. Илл, великолепно сыгранный Дмитрием Лебедевым, взывает к такому понятию как "срок давности". Но ведь у иных преступлений нет срока давности...
А что же люди? «Мы такие, какие мы есть», — утверждает один из героев. Люди всегда хотят жить лучше. Какая новость! Боюсь обидеть сильную половину человечества, но далеко не маленькая его часть во все времена предпочитала приданое в виде молочной лавки нищей беременной подруге. А общество? Ведь не безвинного же младенца распять требовала Клара. И даже старенький учитель, сыгранный Борисом Улитиным, до последнего борется за нравственные идеалы, а потом сам же бросает в лицо Иллу, что именно он сделал из Клары чудовище — ему и расплачиваться. А закон — что дышло? Полицейский Александра Матвеева искренне изумляется: "А за что мне ее арестовывать?" И бывший судья, ныне дворецкий Клары в блистательном исполнении Юрия Лазарева, весьма довольным тоном сообщает, что ему было предложено такое жалованье, против которого он не смог устоять. А предательство детей Илла? Не потому ли они не заступаются за отца, что рождены были не от любимой женщины, а от владелицы молочной лавки? Вот если девочка, рожденная Кларой, осталась бы жива, думается, она бы так не поступила. А церковь, в которой, оказывается, тоже все решают деньги! И милый священник, сыгранный Александром Корнеевым, убеждает обреченного, что смерть - лишь переход в лучший мир. Но главной оказывается реплика учителя, уверенного, что рано или поздно такая дама придет к каждому. И каждый перед своей совестью ответит по полному счету.
Все это правильно. И все это не то. В спектакле Татьяны Казаковой речь не об этом. Он вообще не о мести. И не о социальных проблемах. Он о том, как влюбленная женщина не сумела разлюбить предателя. «Хорошенькая любовь!», — скажете вы. Ну, увела бы Илла от старой страшной жены и уже давно наслаждалась бы жизнью с ним при таких-то деньгах!" Но Клара ТАК не может. Потому что не простила. И простить не может, и разлюбить не может. Именно это терзает ей душу. И все, что ей остается, — убить Илла. Ведь мертвым прощают. И тогда уже она заберет его на Капри, в построенный ради него мавзолей, и там каждый день будет плакать и беседовать с ним. И ничто, никакая обида, не помешает ей больше любить его. Да если бы она хотела мести, она кинула бы его тело на растерзание своему леопарду — и все на этом.
Кстати, о леопарде. Понятно, что это заместительный образ Илла в ее жизни. И дав зверю шанс бежать, она в душе надеется, что Илл тоже убежит, но... Увы! Зверя убивают, и Клара понимает, что Илл обречен. Символично. Да и вся жизнь Клары — попытка не просто отомстить, это попытка удовлетвориться местью, успокоить и простить. Но ни судья в ливрее дворецкого, ни кастрированные лжесвидетели, ни купленный с потрохами город, ни даже свадьба в городском соборе, ни запах сена в старом сарае не приносят успокоения. А она так надеялась, что отпустит, что она сможет оттаять, и тогда не надо будет никого убивать! Сколько разочарования в ней, лежащей в свадебном платье среди старой соломы! Не подействовало!
Ирине Мазуркевич удается не только убедительно и подробно сыграть женщину со стальным характером, уверенно добивающуюся поставленной цели, но и передать эту невероятную боль, когда любовь и невозможность любить разрывают тебя изнутри. Ломаный стальной голос. Такой же изломанный, как ее душа. Голос как продолжение тела, собранного хирургами из кусочков. И когда Клара говорит, что любовь убивает ее, она не лжет. И каждый раз при встрече с Иллом ей надо убеждаться, что он не забыл ее, что он помнит, как называл ее. И ей необходимо с непревзойденной стервозностью отметить, что жена-то у него ну уж совсем старая...
А он-то поначалу искренне верил, что это история из разряда "Все хорошо, что хорошо кончается" Да, не дошло у них до свадьбы, да, побыла чуток проституткой... Зато какой блистательный итог! Какие деньги! Постепенно до Илла доходит, что он — стопроцентный продукт своего общества. Он продал девушку. Теперь общество продает его. Таковы правила. А вот когда ему открывается истинная причина всего происходящего, когда он понимает подлинные мотивы Клары, его сердце не выдерживает.
Дюрренматт, мастерски закручивая интригу, не навязывает готовых решений. Не ясно кто прав, а кто виноват, ведь на каждый аргумент с одной или с другой стороны тут же выдвигается контраргумент.
Можно стоять на том, что месть дело низкое и оно, прежде всего, разрушает душу того, кто мстит. Но тут же возникает другая точка зрения: Клара мстит смертью за смерть. Именно так — за смерть своего ребенка. И не только Иллу, но и обществу, делая одного жертвой, а других палачами. Илл, великолепно сыгранный Дмитрием Лебедевым, взывает к такому понятию как "срок давности". Но ведь у иных преступлений нет срока давности...
А что же люди? «Мы такие, какие мы есть», — утверждает один из героев. Люди всегда хотят жить лучше. Какая новость! Боюсь обидеть сильную половину человечества, но далеко не маленькая его часть во все времена предпочитала приданое в виде молочной лавки нищей беременной подруге. А общество? Ведь не безвинного же младенца распять требовала Клара. И даже старенький учитель, сыгранный Борисом Улитиным, до последнего борется за нравственные идеалы, а потом сам же бросает в лицо Иллу, что именно он сделал из Клары чудовище — ему и расплачиваться. А закон — что дышло? Полицейский Александра Матвеева искренне изумляется: "А за что мне ее арестовывать?" И бывший судья, ныне дворецкий Клары в блистательном исполнении Юрия Лазарева, весьма довольным тоном сообщает, что ему было предложено такое жалованье, против которого он не смог устоять. А предательство детей Илла? Не потому ли они не заступаются за отца, что рождены были не от любимой женщины, а от владелицы молочной лавки? Вот если девочка, рожденная Кларой, осталась бы жива, думается, она бы так не поступила. А церковь, в которой, оказывается, тоже все решают деньги! И милый священник, сыгранный Александром Корнеевым, убеждает обреченного, что смерть - лишь переход в лучший мир. Но главной оказывается реплика учителя, уверенного, что рано или поздно такая дама придет к каждому. И каждый перед своей совестью ответит по полному счету.
Все это правильно. И все это не то. В спектакле Татьяны Казаковой речь не об этом. Он вообще не о мести. И не о социальных проблемах. Он о том, как влюбленная женщина не сумела разлюбить предателя. «Хорошенькая любовь!», — скажете вы. Ну, увела бы Илла от старой страшной жены и уже давно наслаждалась бы жизнью с ним при таких-то деньгах!" Но Клара ТАК не может. Потому что не простила. И простить не может, и разлюбить не может. Именно это терзает ей душу. И все, что ей остается, — убить Илла. Ведь мертвым прощают. И тогда уже она заберет его на Капри, в построенный ради него мавзолей, и там каждый день будет плакать и беседовать с ним. И ничто, никакая обида, не помешает ей больше любить его. Да если бы она хотела мести, она кинула бы его тело на растерзание своему леопарду — и все на этом.
Кстати, о леопарде. Понятно, что это заместительный образ Илла в ее жизни. И дав зверю шанс бежать, она в душе надеется, что Илл тоже убежит, но... Увы! Зверя убивают, и Клара понимает, что Илл обречен. Символично. Да и вся жизнь Клары — попытка не просто отомстить, это попытка удовлетвориться местью, успокоить и простить. Но ни судья в ливрее дворецкого, ни кастрированные лжесвидетели, ни купленный с потрохами город, ни даже свадьба в городском соборе, ни запах сена в старом сарае не приносят успокоения. А она так надеялась, что отпустит, что она сможет оттаять, и тогда не надо будет никого убивать! Сколько разочарования в ней, лежащей в свадебном платье среди старой соломы! Не подействовало!
Ирине Мазуркевич удается не только убедительно и подробно сыграть женщину со стальным характером, уверенно добивающуюся поставленной цели, но и передать эту невероятную боль, когда любовь и невозможность любить разрывают тебя изнутри. Ломаный стальной голос. Такой же изломанный, как ее душа. Голос как продолжение тела, собранного хирургами из кусочков. И когда Клара говорит, что любовь убивает ее, она не лжет. И каждый раз при встрече с Иллом ей надо убеждаться, что он не забыл ее, что он помнит, как называл ее. И ей необходимо с непревзойденной стервозностью отметить, что жена-то у него ну уж совсем старая...
А он-то поначалу искренне верил, что это история из разряда "Все хорошо, что хорошо кончается" Да, не дошло у них до свадьбы, да, побыла чуток проституткой... Зато какой блистательный итог! Какие деньги! Постепенно до Илла доходит, что он — стопроцентный продукт своего общества. Он продал девушку. Теперь общество продает его. Таковы правила. А вот когда ему открывается истинная причина всего происходящего, когда он понимает подлинные мотивы Клары, его сердце не выдерживает.
Вернуться к списку новостей