"Парадокс об актёре" Сергей Русскин // Театральный мир. №8-9, 2014.
Все фотографии ()
Пьеса «Тень» Евгения Шварца для Театра комедии является визитной карточкой, подобно «Принцессе Турандот» для Вахтанговского театра или «Чайке» для МХТ. Первая постановка «Тени» была осуществлена Николаем Акимовым еще в 1940 г. Спектакль, идущий сейчас на сцене театра, был поставлен Татьяной Казаковой в 2003 г. С тех пор заглавную роль в нем блистательно исполняет Сергей Русскин, получивший приз зрительских симпатий общества «Театрал». Кстати, актеру очень часто приходится играть отрицательных персонажей, но его «злодеи» бывают так обаятельны и парадоксальны, что своим отрицательным обаянием зачастую завоевывают зрительскую симпатию. Тема тени сродни теме двойника, темной сути человека, воплотившейся и захватившей власть над миром. Тема Е. Шварца, Н. Гоголя и Ф. Достоевского, Э.Т.А. Гофмана... Недаром во многих сценических версиях роль и Ученого и его Тени играет один и тот же актер. Спектакль, идущий на сцене Театра комедии, отходит от этой традиции. Ученый здесь — это безвольный поэт, прекраснодушный романтик, который не в силах спасти сказочное королевство. Тень — такой же человек-романтик, но он поэт зла, которому захват мира дается без видимых усилий. Калейдоскоп сцен сменяет друг друга в стремительной гротескной фантасмагории. Вот недавно отделившаяся от Ученого Тень впервые появляется перед министрами. Угодливый лакей с вкрадчивыми манерами, странно дергающейся головой, еще недавно бесплотная фигура, ныне почти злой демон во плоти буквально привораживает окружающих своими змеиными манерами. Не менее сильная сцена — предательство Ученого, герой Русскина называет себя его лучшим другом, именно в этом смысле в этом спектакле он его двойник. Он упоенно рассказывает о своем пути наверх. Актер доводит ситуацию до критической отметки. Уговаривая Ученого подписать бумагу, в которой он отказывается от Принцессы, Тень вырастает до мефистофельских размеров. Поразительны глаза актера в этой сцене: «Смотрит, словно петлю накидывает», — цитата из Салтыкова-Щедрина. Тут вспоминается еще одна его знаменитая роль — Порфирий Петрович Головлев, незабвенный Иудушка из спектакля Влада Фурмана «Господа Г…» Спектакль о саморазрушении, о превращении человека в «тень человеческую». Роль, сыгранная в лучших традициях русской психологической школы, за которую актер получил высшую театральный премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Примечательно, что опять за мастерски сыгранную отрицательную роль. Сергей Русскин — один их последних учеников Георгия Товстоногова, с того последнего товстоноговского курса, который вместе с ним закончили режиссеры Юрий Цуркану и Влад Фурман. В спектаклях Влада Фурмана «Мертвые души», «Обломов», «Господа Г…» Русскин на сцене театра «Русская антреприза им. Андрея Миронова» сыграл несколько уникальных ролей. В его послужном списке: Плюшкин, Чичиков, Штольц...Русскин — прирожденный актер-лицедей. В спектакле Театра комедии «Такого не бывает» (постановка Татьяны Казаковой, пьеса Елены Ерпылевой) он играет небольшую роль экстрасенса. Играет на грани гротеска и откровенной буффонады так, что становится одним из самых ярких персонажей спектакля. Главный герой после гибели в армии лучшего друга, по его словам, «потерял связь с реальностью». Весь спектакль он почти с маниакальной настойчивость пытается разрешить две проблемы — отомстить за погибшего товарища и найти черепаху — все, что от него осталось. Абсурдность ситуаций подчеркивает абсурдность окружающего мира, людей, которые окружают героя. Кульминация абсурда — посещение странного экстрасенса, необыкновенные способности которого, оказывается, развились от того, что тетка в детстве его била по голове. Весьма эксцентричный человек с всклокоченными волосами, резкой пластикой, в белом халате, но без брюк. Непредсказуемые движения по передвижной лесенке-стремянке — кажется, вот сейчас он по ней устремится прямо в небо. Актер буквально купается в этой роли, играет, демонстрируя лицедейство высшей пробы. Но Русскин — актер, способный и к глубокому психологическому перевоплощению. В «Мертвых душах» три актера играли 12 персонажей бессмертной гоголевской поэмы, виртуозно меняясь ролями, перебрасывая друг другу сценические образы, почти мгновенно перевоплощаясь, но и играя, иронично и отстраненно представляя своих героев. Калейдоскоп сцен сменял друг друга в стремительной гротескной гоголевской фантасмагории. Вот Чичиков выслушивает Плюшкина — Сергея Русскина. С каким упоительным актерским наслаждением представляет он эту «прореху на человечестве». Вот Плюшкин вспоминает о приезде дочери и о том, что все его знакомые давно с ним «раззнакомились», и такие живые человеческие нотки и зазвучали в этой, казалось бы, давно мертвой душе, что в твоей душе уже что-то начинало перехватывать. Но тут актеры исчезали ненадолго из нашего поля зрения и вот уже перед нами Русскин-Чичиков. И понеслась- поехала бесшабашная актерская игра, словно та гоголевская птица-тройка. Но вернемся к Театру комедии, в котором этот актер на сегодняшний день, безусловно, занимает ведущее место. «На Русскина» ходят и любят ходить зрители, каждая его работа вызывает неподдельный интерес. В динамичном и многокрасочном спектакле Татьяны Казаковой «Сплошные неприятности» нашлось место и джазу, и танцам, ярким эстрадным номерам, драматическим поворотам сюжета и неожиданным комедийном развязкам. Генерал Буш в исполнении Сергея Русскина — одна из самых ярких красок в этой многоцветной палитре. Опытный служака, находящий выход из безвыходной ситуации, сначала виртуозно готовится к торжественной церемонии награждения геройски «погибших» солдат, потом не менее виртуозно будет выкручиваться из неприятной ситуации, кода выяснится, что солдаты вовсе и не погибли. И опять актерское обаяние в этой роли временами просто зашкаливает. Другой спектакль Татьяны Казаковой «Доктор философии» по известной пьесе Бронислава Нушича, сочетающей в себе лучшие черты комедии положений и комедии характеров, дает возможность актерам окунуться в стихию игры и подлинной театральности. Герой Русскина, господин Живота Цвийович, поначалу кажется просто нелепым в своем безудержном стремлении сделать сына именно доктором философии. Но актер играет такую неистовую убежденность и даже веру в то, что он делает, что понимаешь, — вот он истинный доктор философии нашего времени. «Все теперь продается. Деньги есть, так все купишь… Совесть я купил за десять тысяч динаров… Может быть, скажешь, дорого заплатил? Верно, дорого. На бирже ценится только то, на что спрос есть. А совесть — не дефицитный товар, потому и не стоит ничего. Вот я так смотрю, жизненно, а кто смотрит на это по-профессорски, тот и живет без крыши… А вот здесь, видишь, за шесть тысяч динаров честь куплена… Стоит столько, сколько залежавшийся в магазине товар, вышедший из моды. Его можно купить по цене ниже себестоимости. Да, нынче на торгах все продается: честь, совесть, любовь, власть, дружба, убеждения… Все, братец, все!»И это еще одна загадка этого актера — он умеет увлечь за собой зрителя, прорваться в глубину его человеческой подлинности, для того чтобы увидеть в ней нечто нелицеприятное и ужаснуться, примерив на себя всю глубину человеческого падения. Кино, конечно, не обошло его стороной. От весьма популярной в свое время молодежной картины «Сентиментальное путешествие на картошку» до культового фильма «Особенности национальной охоты» (о котором сам актер не очень любит говорить) и блистательной острохарактерной роли в фильме Влада Фурмана «Террористка Иванова». И все-таки кино еще в очень большом долгу перед этим актером, его главная роль в кино еще впереди. Как, впрочем, наверное, и в театре, актер такого уровня всегда должен стремится к чему-то высшему.
Вернуться к списку новостей