Ирина Мазуркевич: Ненавижу выражение «как нам платят, так и работаем» // Комсомольская правда. 2014. 6 ноября.
Все фотографии ()
http://spb.kp.ru/daily/26304/3182326/
- ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ БЫТЬ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ?
- Это означает, что надо постоянно развиваться. Петербуржец должен быть внимательным к другим людям. Любить свой город, содержать его в достойном виде, в каком он нам достался.
«ЖАЛЬ, ЧТО КОНДУКТОРЫ НЕ ГОВОРЯТ ПО-АНГЛИЙСКИ»
- Этот город я полюбила еще на втором курсе училища, когда приезжала на «Ленфильм» из Горького на пробы, общалась с Ильей Авербахом, Иосифом Хейфецем… Петербург меня сразу покорил. Я и мечтать не могла, что буду здесь жить и работать вот уже сорок лет. Это давно моя родина, я с городом срослась. Никогда не хотела переезжать в Москву, хотя звали, предлагали квартиру. Петербург мне очень подходит, в том числе и по ритму жизни. По сравнению с Москвой он более провинциальный. И в этом его прелесть. Здесь нет суеты. Когда я приехала в Ленинград, мне хотелось соответствовать званию жителя культурной столицы.
- Гуляете по городу?
- Сейчас меньше. В воскресенье уезжаю по делам рано утром, когда город пустой, вот тут им любуюсь. Мне нравится, когда мало людей и можно все рассмотреть.
- Раньше куда чаще ходили?
- Любила кладбища - лавру, Волковское. Много там гуляла, рассматривала памятники. Петроградская сторона очень нравится. Еще когда приезжала из Горького на пробы, то выходила из здания «Ленфильма» и шла пешком по улицам, закоулочкам. Там легко заблудиться. Жила я на Ропшинской, Невском, Лиговке, на Васильевском острове. Практически во всех районах, кроме спальных.
- Изменился город?
- Не могу сказать, чтобы все стало так ужасно. Стало чище, многое ремонтируют, обновляют. Правда, я была в ужасе от обновленного Летнего сада…
- Культуры в Петербурге стало меньше?
- Культура понятие многогранное. Мне нравится определение Юрия Лотмана (советский литературовед. - Прим. ред.) о том, что культура - совокупность генетически не наследуемых признаков поведения человека. Именно не наследуемых, а передающихся из поколения в поколение. Так и было в Петербурге. Люди в блокаду выжили, я думаю, благодаря тем, кто наследовал культуру. А сейчас все сравнялось, никакой разницы. Город - это не только архитектура и музеи. Это люди, с которыми общаются гости. Вот заходят они в транспорт… Летом эта тема была для меня больной. Сидит кондуктор, крупная молодая девушка в непонятной одежде. В проход выставила ноги с грязными пятками в пляжных тапках. Она как бельмо в глазу. А ведь в транспорте ездят и иностранцы! Они входят сначала веселые, а потом пообщаются с таким кондуктором, который ни слова не знает на английском, не может даже ответить, сколько стоит билет. Водители сидят в майках, потные, грязные. О чем дальше можно говорить?
А наши грязные дома? Почему за границей дома яркие, красочные, а у нас их красят через год и вскоре они опять серые? Ведь из всего этого тоже складывается впечатление о Петербурге.
- Какое интересное наблюдение про кондукторов.
- Мне кажется, на это власти стоит обратить внимание. Кондукторы тоже лицо города. Вот спрашивают пассажиры, на какой остановке выйти, где что находится, а кондукторы не знают. Всегда одно оправдание: «Я сегодня первый день на работе». Вчера ехала на спектакль, кто-то спрашивал, где капелла. Не знают! Какая же это культурная столица?
- Что еще цепляет взгляд?
- Как-то тревожно стало. Люди напряжены. Покупала морковь, и там, где всегда было несколько сортов, лежали лишь грязные огрызки. Хотя и говорят, что с продуктами все в порядке. Я-то не жалуюсь, мне много еды не надо. Но повышение цен на людях отражается. Это значит, меньше будут ходить в театр. Людям придется выбирать: поесть или пойти на спектакль.
УЧИЛА ТАКСИСТА, КАК ЕХАТЬ В АЭРОПОРТ
- И все-таки пока еще есть тяга к искусству.
- Потому что театр - это живое искусство, сиюминутное. Ни одна постановка не похожа на другой. А спектакли, снятые на пленку, дают очень слабое представление. К тому же зрители смотрят в коллективе, а не одни дома по телевизору. Сопричастность очень важна. Советую непременно сходить на наш спектакль «Визит дамы». Он о том, что деньги - не мерило всего в жизни. Спектакль яркий, темпераментный. В нем есть любовь, страсть, месть и деньги - четыре важные составляющие. Смотрится на одном дыхании. Как говорится, не стыдно пригласить.
- Вы сами в другие театры ходите?
- Конечно. Как же не ходить. Надо же понимать, как театр развивается. Чаще посещаю фестивали, смотрю западные постановки. Мне многое нравится. Но когда этот опыт начинают перенимать наши, получается ерунда, несвойственная ни российскому театру, ни зрителям. Остается одна форма.
- С какого возраста стоит водить детей на спектакли?
- Лет с двух-трех. Только ненадолго, понемножку. Вообще в театры ходит не так много народу, если рассматривать в процентном отношении. Смотришь на людей в метро, когда они, бедные, уставшие, едут домой с работы, и думаешь: какой им театр?! Потом приходишь - полный зал. Поэтому важно их не разочаровать. А то человек больше и не придет, особенно если в первый раз на чем-то обжегся.
- А можно ли назвать культурным человека, который вообще никуда не ходит, а только сериалы смотрит?
- Запросто. Совсем не обязательно всем ходить в театр. Можно читать книги. Или люди в деревнях живут. Это только кажется, что они некультурные. Они живут по совести и вполне гармоничны, хотя и не имеют возможности посещать спектакли. Да и в городе кто-то предпочитает кино, а кто-то филармонию.
- Искусство облагораживает? Или в филармонию ходит, а сам жлоб?
- Такое все-таки редкость. Человек, у которого есть потребность ходить в филармонию, безусловно, человек культурный. Но мне кажется, у любого человека должно быть желание образовываться, развиваться, становиться лучше. Недавно я ехала на такси из аэропорта. Водитель неправильно поставил ударение в слове. Поскольку мы с ним общались, я позволила себе сказать об этом. Он ответил: «Мне и так хорошо! У меня восемь классов образования. Мне больше и не надо, чтобы машину водить». Но мне показалось, мои слова его все-таки зацепили. Раз уж заговорили о таксистах… Садишься в машину, водитель включает навигатор - не пробки посмотреть, просто не знает, как ехать, например, из центра в аэропорт. Один меня возил по кругу, пока я отвлеклась на телефонный разговор. И опять привез к дому! А я опаздывала. Говорит: «Мне так навигатор показал». Пришлось ему объяснять, как добраться. Вот что это такое?! В Лондоне таксисты пару лет учатся, сдают экзамен. Знают любой маршрут без всяких навигаторов и карт. А у нас полный непрофессионализм. И это во всем. Говорят: «И так сойдет!». А еще: «Как нам платят, так мы и работаем». Это мое самое ненавистное выражение! Его придумали люди, которые в принципе не умеют ничего делать хорошо. Они будут оправдывать любые свои промахи.
ОТКРОВЕННО «ЕСЛИ ВНУКИ ПОПРОСЯТ ПРИСТРОИТЬ НА СЦЕНУ, ЭТО БЕЗ МЕНЯ»
- В театрах артисты тоже не шикуют.
- Да, зарплаты небольшие, это точно. Особенно, если нет дополнительных заработков, концертов, кино, телевидения. Но артист же не станет из-за этого специально тихо говорить слова или медленно ходить по сцене, поворачиваться спиной к публике. Такое никому и в голову не придет!
- Если внуки захотят пойти в артисты, будете отговаривать? Мол, зарплата маленькая, труд тяжелый….
- Ну в кино-то немаленькая… Да и дело не в зарплате. Если сами захотят и будут стремиться, отговаривать не стану. Но если попросят устроить - это без меня. С другой стороны, рано об этом говорить. Матвею еще пяти нет, мальчишка-фантазер. Еве два с небольшим. Она открытая, темпераментная, с характером. Разные совершенно.
- ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ БЫТЬ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ?
- Это означает, что надо постоянно развиваться. Петербуржец должен быть внимательным к другим людям. Любить свой город, содержать его в достойном виде, в каком он нам достался.
«ЖАЛЬ, ЧТО КОНДУКТОРЫ НЕ ГОВОРЯТ ПО-АНГЛИЙСКИ»
- Этот город я полюбила еще на втором курсе училища, когда приезжала на «Ленфильм» из Горького на пробы, общалась с Ильей Авербахом, Иосифом Хейфецем… Петербург меня сразу покорил. Я и мечтать не могла, что буду здесь жить и работать вот уже сорок лет. Это давно моя родина, я с городом срослась. Никогда не хотела переезжать в Москву, хотя звали, предлагали квартиру. Петербург мне очень подходит, в том числе и по ритму жизни. По сравнению с Москвой он более провинциальный. И в этом его прелесть. Здесь нет суеты. Когда я приехала в Ленинград, мне хотелось соответствовать званию жителя культурной столицы.
- Гуляете по городу?
- Сейчас меньше. В воскресенье уезжаю по делам рано утром, когда город пустой, вот тут им любуюсь. Мне нравится, когда мало людей и можно все рассмотреть.
- Раньше куда чаще ходили?
- Любила кладбища - лавру, Волковское. Много там гуляла, рассматривала памятники. Петроградская сторона очень нравится. Еще когда приезжала из Горького на пробы, то выходила из здания «Ленфильма» и шла пешком по улицам, закоулочкам. Там легко заблудиться. Жила я на Ропшинской, Невском, Лиговке, на Васильевском острове. Практически во всех районах, кроме спальных.
- Изменился город?
- Не могу сказать, чтобы все стало так ужасно. Стало чище, многое ремонтируют, обновляют. Правда, я была в ужасе от обновленного Летнего сада…
- Культуры в Петербурге стало меньше?
- Культура понятие многогранное. Мне нравится определение Юрия Лотмана (советский литературовед. - Прим. ред.) о том, что культура - совокупность генетически не наследуемых признаков поведения человека. Именно не наследуемых, а передающихся из поколения в поколение. Так и было в Петербурге. Люди в блокаду выжили, я думаю, благодаря тем, кто наследовал культуру. А сейчас все сравнялось, никакой разницы. Город - это не только архитектура и музеи. Это люди, с которыми общаются гости. Вот заходят они в транспорт… Летом эта тема была для меня больной. Сидит кондуктор, крупная молодая девушка в непонятной одежде. В проход выставила ноги с грязными пятками в пляжных тапках. Она как бельмо в глазу. А ведь в транспорте ездят и иностранцы! Они входят сначала веселые, а потом пообщаются с таким кондуктором, который ни слова не знает на английском, не может даже ответить, сколько стоит билет. Водители сидят в майках, потные, грязные. О чем дальше можно говорить?
А наши грязные дома? Почему за границей дома яркие, красочные, а у нас их красят через год и вскоре они опять серые? Ведь из всего этого тоже складывается впечатление о Петербурге.
- Какое интересное наблюдение про кондукторов.
- Мне кажется, на это власти стоит обратить внимание. Кондукторы тоже лицо города. Вот спрашивают пассажиры, на какой остановке выйти, где что находится, а кондукторы не знают. Всегда одно оправдание: «Я сегодня первый день на работе». Вчера ехала на спектакль, кто-то спрашивал, где капелла. Не знают! Какая же это культурная столица?
- Что еще цепляет взгляд?
- Как-то тревожно стало. Люди напряжены. Покупала морковь, и там, где всегда было несколько сортов, лежали лишь грязные огрызки. Хотя и говорят, что с продуктами все в порядке. Я-то не жалуюсь, мне много еды не надо. Но повышение цен на людях отражается. Это значит, меньше будут ходить в театр. Людям придется выбирать: поесть или пойти на спектакль.
УЧИЛА ТАКСИСТА, КАК ЕХАТЬ В АЭРОПОРТ
- И все-таки пока еще есть тяга к искусству.
- Потому что театр - это живое искусство, сиюминутное. Ни одна постановка не похожа на другой. А спектакли, снятые на пленку, дают очень слабое представление. К тому же зрители смотрят в коллективе, а не одни дома по телевизору. Сопричастность очень важна. Советую непременно сходить на наш спектакль «Визит дамы». Он о том, что деньги - не мерило всего в жизни. Спектакль яркий, темпераментный. В нем есть любовь, страсть, месть и деньги - четыре важные составляющие. Смотрится на одном дыхании. Как говорится, не стыдно пригласить.
- Вы сами в другие театры ходите?
- Конечно. Как же не ходить. Надо же понимать, как театр развивается. Чаще посещаю фестивали, смотрю западные постановки. Мне многое нравится. Но когда этот опыт начинают перенимать наши, получается ерунда, несвойственная ни российскому театру, ни зрителям. Остается одна форма.
- С какого возраста стоит водить детей на спектакли?
- Лет с двух-трех. Только ненадолго, понемножку. Вообще в театры ходит не так много народу, если рассматривать в процентном отношении. Смотришь на людей в метро, когда они, бедные, уставшие, едут домой с работы, и думаешь: какой им театр?! Потом приходишь - полный зал. Поэтому важно их не разочаровать. А то человек больше и не придет, особенно если в первый раз на чем-то обжегся.
- А можно ли назвать культурным человека, который вообще никуда не ходит, а только сериалы смотрит?
- Запросто. Совсем не обязательно всем ходить в театр. Можно читать книги. Или люди в деревнях живут. Это только кажется, что они некультурные. Они живут по совести и вполне гармоничны, хотя и не имеют возможности посещать спектакли. Да и в городе кто-то предпочитает кино, а кто-то филармонию.
- Искусство облагораживает? Или в филармонию ходит, а сам жлоб?
- Такое все-таки редкость. Человек, у которого есть потребность ходить в филармонию, безусловно, человек культурный. Но мне кажется, у любого человека должно быть желание образовываться, развиваться, становиться лучше. Недавно я ехала на такси из аэропорта. Водитель неправильно поставил ударение в слове. Поскольку мы с ним общались, я позволила себе сказать об этом. Он ответил: «Мне и так хорошо! У меня восемь классов образования. Мне больше и не надо, чтобы машину водить». Но мне показалось, мои слова его все-таки зацепили. Раз уж заговорили о таксистах… Садишься в машину, водитель включает навигатор - не пробки посмотреть, просто не знает, как ехать, например, из центра в аэропорт. Один меня возил по кругу, пока я отвлеклась на телефонный разговор. И опять привез к дому! А я опаздывала. Говорит: «Мне так навигатор показал». Пришлось ему объяснять, как добраться. Вот что это такое?! В Лондоне таксисты пару лет учатся, сдают экзамен. Знают любой маршрут без всяких навигаторов и карт. А у нас полный непрофессионализм. И это во всем. Говорят: «И так сойдет!». А еще: «Как нам платят, так мы и работаем». Это мое самое ненавистное выражение! Его придумали люди, которые в принципе не умеют ничего делать хорошо. Они будут оправдывать любые свои промахи.
ОТКРОВЕННО «ЕСЛИ ВНУКИ ПОПРОСЯТ ПРИСТРОИТЬ НА СЦЕНУ, ЭТО БЕЗ МЕНЯ»
- В театрах артисты тоже не шикуют.
- Да, зарплаты небольшие, это точно. Особенно, если нет дополнительных заработков, концертов, кино, телевидения. Но артист же не станет из-за этого специально тихо говорить слова или медленно ходить по сцене, поворачиваться спиной к публике. Такое никому и в голову не придет!
- Если внуки захотят пойти в артисты, будете отговаривать? Мол, зарплата маленькая, труд тяжелый….
- Ну в кино-то немаленькая… Да и дело не в зарплате. Если сами захотят и будут стремиться, отговаривать не стану. Но если попросят устроить - это без меня. С другой стороны, рано об этом говорить. Матвею еще пяти нет, мальчишка-фантазер. Еве два с небольшим. Она открытая, темпераментная, с характером. Разные совершенно.
Вернуться к списку новостей