Карта привилегий Абонементы Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

6

Август
19:00

Ирина Мазуркевич: Равик ругался и выключал телевизор — тогда я колдовала на нужный результат


19 Апрель 2015 Пресса о нас
— Почему в традиционно интересной рубрике вашей газеты «Гость на выходные» никогда не бывает интервью с женщинами? — однажды спросила меня, что называется, в лоб коллега-журналистка.
Все фотографии () — Рубрика же называется «Гость…», а не «Гостья…» — неуклюже сострил я в ответ, а сам задумался. А действительно — почему? Видимо, в первую очередь потому, что спортивную прессу главным образом интересует мнение звезд о голах, очках, секундах — а во всем этом квалифицированнее разбираются все-таки мужчины. Но ведь его величество Спорт — это не только победный мяч на последних секундах матча, это огромный интереснейший мир со своими эмоциями, объективным и субъективным восприятием происходящего, индивидуальной и командной составляющей игрового и творческого процесса… В этом смысле те же футбол, хоккей, баскетбол очень схожи с театром, именно с театром — а не с кинематографом, где лишь временно существует «сборная команда».

Так что задача передо мной, репортером, в данном случае стояла совершенно ясная: загладить безусловную вину газеты перед прекрасным слабым полом большим интервью со «спортсменкой, отличницей, комсомолкой и, наконец, просто красавицей». Двух мнений тут быть не могло — мне просто необходимо было отправиться в знаменитый петербургский Театр комедии имени Акимова на встречу с Ириной Мазуркевич! Не только потому, что народная артистка России и любимица уже нескольких поколений утонченной питерской театральной публики когда-то блестяще сыграла чемпионку-гимнастку в фильме «Чудо с косичками» — и многие упражнения в фильме, на радость режиссеру Виктору Титову, выполняла лично. Скорее меня интриговал знаменитый «рецепт вечной молодости» госпожи Эмилии Марти из «Средства Макропулоса», ведь сама Мазуркевич, много лет играющая главную роль в этом популярнейшем питерском спектакле, таким «рецептом» владеет точно!

Худенькая загребная

— Ирина Степановна, знаменитое губермановское двустишие — «Вот женщина: она грустит, что зеркало ее толстит» — уж совершенно точно не про вас!
— Это вам так кажется (улыбается). А я иногда, под грустное настроение, достану свой свадебный костюм — да и всплакну над ним, вспомнив, что талия у меня тогда была 48 сантиметров! Теперь изменились те циферки… Увы, неизбежно все это. Возьмите даже знаменитых наших чемпионок после их ухода из большого спорта, — ту же Татьяну Тарасову, например, хотя она сейчас вроде бы и похудела… Мне же, можно сказать, просто повезло с генетикой. Я, видимо, в бабушку пошла — папину маму, та тоже была сухощавая и очень подвижная, не сиделось ей на одном месте. А если от природы у меня такая конституция, зачем же ее сознательно портить? Так что достаточно просто отказаться от вкусного тортика — и мне этого хватает… В отличие от дочки. У Лизы просто сумасшедшая сила воли, я преклоняюсь перед ее характером! Она ведь фактурой в папу, у Равика (Мазуркевич всегда называет так своего мужа, блестящего артиста Анатолия Равиковича, недавно, увы, ушедшего из жизни. — «Спорт День за Днем») была широкая кость, и сестры его — заметные женщины, и про дочь от первого брака нельзя сказать, чтобы она была худышкой… А Лиза, мать двоих детей, все равно держит свои 52 кило. От сахара отказалась — сама! — еще в шестом классе… Регулярно ходит в спортзал. Видите, я вам дочкины секреты выкладываю вместо своих (смеется).
— А своих совсем нет?
— В спортзал сейчас не хожу. Время, время — где его взять? Хотя еще недавно и пилатесом занималась, и качалась, и на фитнес три года подряд ходила. Прошлый сезон с удовольствием в бассейне провела. На будущий год тоже собираюсь взять абонемент. Плаваю-то я, без ложной скромности, супер! Это с детства, с Припяти — реки в моем родном белорусском городе Мозыре, где никаких бассейнов тогда и в помине не было. Течение в Припяти очень сильное, много людей, к сожалению, в реке тонуло… Но я была девочка боевая, носилась с мальчишками в казаки-разбойники, прыгала вместе с ними с пожарной лестницы, разбивая коленки о брусчатку, и за компанию ныряла с лодки. Кстати, о лодке. Я ведь и гребу хорошо. У папы была моторная лодка, а у меня — своя собственная весельная шлюпка! Летом в Мозырь в те, советские времена приезжало отдыхать очень много туристов, даже из Ленинграда и Москвы. Народу на речке была масса, приходилось на противоположном берегу место на пляже занимать. И вот я, девчонка, на лодке съезжу туда-обратно, займу местечко — и еще два рейса сделаю, маму с младшими братьями перевезу. Тренировочка получалась будь здоров какая, с учетом течения реки! Плюс солнце, воздух и вода. А сейчас слово «Припять» вызывает у людей совсем другие эмоции. Весь этот чернобыльский кошмар в 1986 году случился всего в семидесяти километрах от Мозыря… Два года назад я приезжала в родной город, встречалась с подругами. Летом дело было, вышли мы на пляж — никого! Вообще ни души! Даже жутко стало. Боятся люди последствий радиации. Не приезжают…
— Не будем о грустном. Давайте вернемся к лодочной теме. Ведь вы так лихо гребли в популярнейшем фильме «Трое в лодке, не считая собаки»! Именно ваша героиня, очаровательная, но худенькая Патриция, вполне успешно вела погоню на реке за развеселой тройкой Миронов — Ширвиндт — Державин. Хотя зрителям странно было видеть в роли ваших пассажирок весьма упитанных известных актрис Алину Покровскую и Ларису Голубкину. Непонятный выбор режиссера фильма Наума Бирмана…
— Ха! «Выбор»! Сама напросилась, как только увидела лодку! «Я буду грести, я умею!» Застолбила за собой эту греблю мгновенно. Никто и не возражал, особенно Покровская с Голубкиной (смеется). Намучилась я потом в ходе съемок прилично. По уму, наверное, той же Алине надо было сесть на весла. Помните же, как в фильме обыгрывается ее якобы 42-й размер туфель?
— Ширвиндт с Державиным, наверное, любую свободную минуту вне кадра для рыбалки использовали?
— О да! Только команда «Стоп!» прозвучит — и нет обоих. Снимали же в прекрасном месте для рыбаков — на Немане, близ города Советска. Август месяц, благодать… Так что Ширвиндт и Державин на реке не только в ходе съемок пропадали. Миронова, впрочем, я тоже почти не видела — они с Голубкиной жили на турбазе, а я в городе, в гостинице. Да и в кадре мало встречались. Это ведь кино! Актер и актриса могут в фильме сыграть двоих влюбленных, главные роли — и вообще не встретиться на съемочной площадке! Посадят тебя «восьмеркой» и снимут по отдельности… Но мой день рождения, 20 августа, в той кино­экспедиции встретили все вместе. С Михал Михалычем и Александром Анатольевичем до сих пор общаемся. Когда у Державина не так давно был юбилей, ездила в Москву его поздравлять, потом это показали на телеканале «Культура». У меня вообще день рождения постоянно выпадал на съемки. Август же…

Корбут оказалась на голову ниже меня!

— В какой из киноэкспедиций отметили праздник особенно тепло?
— «Чудо с косичками». Мне на съемках исполнилось шестнадцать лет, и праздник вся группа устроила просто потрясающий. Незабываемые впечатления! Сейчас, в непростое наше время, совсем другие условия существуют на съемках кинофильмов — и я, совершенно искренне вам говорю, рада, что далека от всего этого… А тогда настолько теплые, даже домашние условия царили на съемочной площадке, что я вообще не воспринимала их как работу. Все было в радость! Особенно батут, стоящий в павильоне. Его много использовали для комбинированных съемок кульминационной сцены в фильме. Это когда моя героиня гимнастка сборной СССР Таня Малышева исполняет сверхрискованный и оттого запрещенный Международной федерацией гимнастики элемент в опорном прыжке — и получает под свист и рев всего зала оценку «0,00» в первой попытке и «9,90» под овации во второй. Монтаж того эпизода с участием знаменитой гимнастки Ольги Корбут был сложнейший, и батут очень пригодился. И мне тоже пригодился — все свободное время я прыгала на батуте до изнеможения. Словно бы понимала: когда еще доведется так повеселиться на съемках!
— С самой Корбут вы встречались?
— Уже через много лет после выхода фильма. Андрей Максимков, работая над телепередачей «Фамилия — Равикович», устроил мне сюрприз — пригласил в студию давно живущую в Америке Корбут. Когда нас свели вместе, она оказалась на целую голову ниже меня, хотя я отнюдь не гигант (улыбается). Мнение о фильме Корбут высказала следующее: «Это все не я». Хотя и она, и Людмила Турищева выступили лишь в роли прототипов героини фильма, который был отнюдь не биографией Ольги Корбут. Но, видимо, ей очень хотелось именно так думать… Еще запомнилось, что она привезла мне из Америки чешки 38-го размера, а у меня был 34-й с половиной! Я тогда прямо в студии сказала мужу: «Ну, Равик, это тебе». Его размер стопы был ближе к этим чешкам…
— Честно говоря, даже странно: как после такого яркого дебюта в кино Ирину Мазуркевич — с ее восьмилетним стажем занятий художественной гимнастикой — не снимали больше в кино на спортивную тематику?
— Ой, звали несколько раз… И главную роль пловчихи из сборной играть, и в фильм про конный спорт. Но для меня всегда на первом месте был театр, а не кино. И если в плотном графике театральных репетиций и спектаклей не было окна, отказывалась от съемок без тени сомнения. И от участия в телевизионном «Последнем герое» в свое время тоже отказалась.

— Да вы что?! Это же считается у актеров таким престижным проектом…
— Более того — приглашали меня вообще в самый первый выпуск «Последнего героя» с участием артистов. Видимо, учли мое спортивное прошлое. Равик к этой идее сразу отнесся неодобрительно. Как же, любимая жена улетает из дому на целых сорок дней в Южную Америку! Прихожу на переговоры. Сидят напротив аж три юриста, а на столе лежит контрактный договор. Целый том! Листаю — актер «должен», «должен», «должен»… Сплошные обязательства! Дошла до пункта «полное неразглашение тайны съемок». А я уже мужу и дочке шепнула про них пару словечек… Но это ладно, самая интересная формулировка ждала меня в конце договора: «За неделю до начала съемок любой актер может быть заменен на другого без объяснения причин». Ничего себе! У меня спектакли в своем петербургском театре и две антрепризы в Москве, с громадным трудом высвобождаю время — и «заменить без объяснения причин за неделю до съемок»? Развернулась и ушла. И так вдруг легко на душе стало! Точно так же, как после того, когда Равик и я отказались от переезда из Ленинграда в Москву.
— Приглашали вас обоих?
— Да, в Театр Советской армии. Мы тогда очень удачно провели в Москве гастроли со спектаклем «Зойкина квартира» по пьесе Булгакова. Аметистов в исполнении Равика был просто шедеврален. И я на главную роль вместо уехавшей тогда в Москву с мужем известной актрисы Эры Зиганшиной ввелась неплохо. В общем, пригласили в Москву одновременно и Равиковича, и Мазуркевич. Сразу давали квартиру. Но обсудили мы этот вариант вместе с Равиком — и дружно и решительно отказались. Мне важен прежде всего душевный комфорт, состояние уюта в своем доме и своем городе. А Москва совсем другая… Нет у меня таких сумасшедших амбиций, желания пройти напролом, по чужим головам для достижения своей цели. Хотя желания быть самой лучшей у меня не отнять, недаром в школе отличницей была. Но вот так чтобы любыми путями «выбить» что-нибудь — это не мое… И хотя киноролей у меня не так много, как могло бы быть, — ни за одну не стыдно.
— Уже после «Чуда с косичками», видимо, «наутро проснулись знаменитой»?
— Нет. Фильм же минимум на год положили на полку. Для меня, что интересно, в этой паузе оказался дополнительный плюс, так как за год я успела на занятиях с логопедом исправить дикцию и сама переозвучила свою роль, которую поначалу дублировала другая актриса. Уникальная ситуация получилась для нашего кино! А сам фильм «спрятали» из-за того, что два молодых актера — в героя одного из них моя гимнастка в фильме была влюблена — уехали тогда жить в США. Так что успели провести лишь премьерный показ в Минске. Режиссер Титов пригласил на премьеру родителей — и мой папа, растроганный дочкиным успехом, даже спросил у него: «Все эти сальто и перевороты Ира сама делала?» Настолько профессионально все было смонтировано с документальными кадрами с чемпионата мира по спортивной гимнастике 74-го года в болгарской Варне… Поэтому на большой экран «Чудо с косичками» пробилось уже после премьеры фильма «Как царь Петр арапа женил», где главные роли играли Владимир Высоцкий и я. Вот тогда письма с предложениями руки и сердца стали буквально мешками приходить! От студентов и людей постарше, из армейских частей и даже из тюрем… Были очень запоминающиеся предложения!(Смеется.) Некоторые письма даже хранила какое-то время, но потом… Сначала я снимала комнату в ленинградской коммуналке, затем другую комнату снимали мы уже вместе с Равиком, далее получили свою первую квартиру, потом переехали в другую… Покаталась я по Питеру прилично, то ли восемь, то ли девять переездов было, — как тут старые письма сохранишь?

Болельщик Равикович


— В итоге вас можно поздравить: вы живете в хорошем, престижном районе старого Петербурга. А верно ли, что в том же доме жил знаменитый футбольный тренер Юрий Морозов?
— Да, и мы были соседями. Помню печальную историю, как прямо из нашего двора у Морозова угнали машину, которую он привез из командировки в одну из арабских стран, кажется. (Юрий Андреевич в конце восьмидесятых — начале девяностых тренировал и в Ираке, и в Эмиратах, и в Кувейте. — «Спорт День за Днем».) Люблю гулять и по своему району, и по Петроградской стороне. А самый симпатичный для меня район Питера — только не удивляйтесь — Волковское кладбище. Мы там очень любили бродить вместе с Равиком, когда еще не были женаты. Теперь я туда к нему езжу… Однажды навестили могилу мужа вместе с Мишей Боярским, так ему всю дорогу звонили на мобильный спортивные журналисты, и он вел умные разговоры на футбольные темы. Про «Зенит», естественно.
— С семьей самого харизматичного болельщика «Зенита» у вас ведь давние дружеские отношения?
— Ой, сто лет уже общаемся! Равик же дружил с Мишей, когда я еще училась в своем Горьковском театральном училище и не думала ни о каком Ленинграде. Они оба тогда работали в Театре Ленсовета. Правда, Боярский влился в труппу десятью годами позже Равика — и он в глазах Миши уже был мэтром. Но все равно и тот и другой — молодые, энергичные, веселые. Гастроли, капустники… (Поистине легендарным был номер «Сиамские близнецы», в котором Равикович и Боярский с трудом выходили на сцену в… одном костюме на двоих, и Боярский свободной левой рукой мог выпивать, а Равикович свободной правой — только закусывать под хохот зала. — «Спорт День за Днем».) А я много общалась с Ларкой (народная артистка России Лариса Луппиан, жена народного артиста России Михаила Боярского. — «Спорт День за Днем»), она меня вводила на свои роли перед тем, как уйти в декрет. Ходили к Боярским в гости — у них появился чуть ли не первый в городе видик, это было совсем в диковинку тогда… Кстати, Миша — скажу вам по секрету — явно позаимствовал у нас красивое имя Лиза для своей дочери. Хотя он и говорит, что так звали его бабушку.
— Боярский и его закадычный друг, также народный артист России Сергей Мигицко не пропускают ни одного домашнего матча «Зенита». А вашего супруга друзья-артисты не пытались зазвать на футбол?
— Равик предпочитал болеть дома, у «ящика». И как болел! В последние годы, когда у него стало сильно шалить сердце, он перестал включать телевизор — ТАК сильно переживать ему уже было запрещено. А раньше крик во время футбольных трансляций стоял на весь дом! Тем более в те годы что «Зенит», что наша сборная чаще проигрывали, чем побеждали. Обычно это выглядело так: наши пропускали гол, Равик начинал громко негодовать и выключал телевизор. Все это он делал так шумно, что я просыпалась, хотя спала в соседней комнате. Тогда я подключала свои усилия — начинала колдовать на необходимый счет. А потом говорила мужу: «Все, можешь снова включать — там уже все в порядке!» Вот вы сейчас улыбаетесь, а я в такие вещи, между прочим, верю. Однажды мы были на даче, а Равик готовился смотреть какой-то важный матч. И тут я случайно роняю поднос с посудой. Разбились шесть блюдечек и только одна чашка. И что вы думаете: наши выигрывают со счетом 6:1! Ну как тут не скажешь, что посуда бьется к счастью?!
Или вот вам еще один пример, связанный с мистикой. И с футболом, кстати, тоже. Готовились снимать эпизод из «Чуда с косичками» — красивую панораму над городом. Для этого ждали вертолет, а я в это время на свой лад готовилась к съемкам — гоняла мяч с мальчишками. И вот появляется он в небе, а работать мне жутко неохота. Посмотрела я на этот вертолет и думаю: «Хоть бы он упал». Тут же «в ответ» раздается сверху: дыр-дыр-дыр-хр-р-р-р… И вертолет вместо плавной посадки неуклюже плюхается прямо на деревянную будку стадионного туалета.
— Бог ты мой, вот это сила внушения! Пилот хоть не пострадал?
— Все обошлось. Но съемки в тот день отменили (смеется).
— Это правда, что в тот самый день, когда вы родили дочку Елизавету, Анатолий Юрьевич Равикович уехал в Москву сниматься в той самой знаменитой сцене легендарного фильма «Покровские ворота» — «Хоботов на катке»?
— Да. В тот день у меня с самого утра начались схватки — но тогда я еще не знала, что это так называется (улыбается). Поэтому скрепя сердце я мужа отпустила — но только на один день. И он поехал в Москву, а меня почти тут же увезли в больницу. И когда его Хоботов неумело передвигал ноги на льду, Равик еще ничего не знал о дочке.

Спортсмен Хоботов

— А в действительности Анатолий Юрьевич на коньках…
— …катался прекрасно! Но чего не изобразишь во имя искусства! Ладно бы еще коньки… Вы не представляете, как ему, занимавшемуся в молодости борьбой и прекрасно умевшему подтягиваться на перекладине, было обидно на съемках бессильно висеть на турнике во дворе дома у Покровских ворот! У Равика ведь был прекрасно развит плечевой пояс. Из-за этого для роли Хоботова ему специально подбирали просторную, мешковатую одежду… Но самое интересное, что совсем не умел подтягиваться на перекладине актер Олег Меньшиков, который в кадре на турнике демонстрирует чудеса ловкости! Так что Равику в этом смысле было обидно вдвойне. Я, кстати, однажды даже изложила всю эту историю в «Фейсбуке» — и получила в ответ такое количество одобрительных лайков, что сама удивилась… Но в целом, конечно, эта роль Хоботова у мужа — настоящее актерское чудо. И сам фильм — на все времена… Хотя свое истинное отношение к советским коммуналкам Равик, выросший в очень тяжелых бытовых условиях, выразил в своей книге «Негероический герой» совершенно однозначно: «Пропади они пропадом».
— Вы ведь стали чуть ли не полноценным соавтором этой интереснейшей книги…
— Ну нет, написал книгу Равик, написал от руки. А я потом разбирала его каракули и печатала книгу на компьютере. Научилась этому легко — наш друг Андрей прекрасно мне все объяснил и поставил специальную программу. Действовали мы с мужем в дуэте достаточно быстро. Легендарный актер Олег Валерианович Басилашвили начал работать над мемуарами года за четыре до того, как свою книгу начал писать Равик. Но мы уже сдали книгу в издательство, а Басик все еще тщательно дописывал свою (улыбается).
— Сами не задумываетесь над автобиографической книгой, Ирина Степановна? Вы такой хороший рассказчик…
— Ой нет. Пока и не думала даже об этом. На книгу необходимо время, а его у меня, к счастью, нет. Именно к счастью — потому что без любимой работы порой тоскливо себя чувствую. Когда же играешь старые любимые роли в своем доме — Театре комедии на Невском проспекте — и репетируешь новые спектакли, на душе спокойно.
— Одна из ваших по-настоящему бенефисных ролей — Эмилия Марти в «Средстве Макропулоса» — словно бы написана Карелом Чапеком специально для вас. Ваша героиня обладает «секретом вечной молодости» с запасом в триста лет. Как вы думаете, такой возрастной запас юной неотразимости мог бы осчастливить любую женщину?
— Ну и вопрос вы ставите… Всю пьесу Чапека я исследовала от и до. Всегда так делаю, когда работаю над новой ролью, мне необходимо понять свою героиню вплоть до мельчайших нюансов. И вот когда в очередной раз перечитывала пьесу, обратила внимание на один интересный момент. Эмилии 16 лет, когда она получает заветный рецепт. Но в запасе только 300 лет молодости. Значит, пока ей 316, все еще замечательно. А когда уже 336? Она реально ощущает и видит в зеркале эти добавочные 20 годков, она испугана, почти в панике — надо срочно заново доставать рецепт и пить снадобье! Вы не находите прямую аналогию с сегодняшним днем? Все эти женские беспокойства и попытки обмануть время — с помощью пластических операций, подтяжек, ботоксов? Остановить, задержать возраст любой ценой! Нет, я никого не осуждаю, мне-то самой в этом смысле было легко и просто: рядом со мной был человек значительно старше меня, который никогда — каждый день! — не забывал сказать мне простую, но такую важную фразу: «Я тебя люблю». Теперь эту фразу мне произносят внуки, Матвей и Ева. Но уже с присказкой — «бабушка»…
— Как вам, кстати, «роль» бабушки, на которую внешне вы похожи менее всего?
— «Играю» ее просто с наслаждением! Вот только редко она мне достается. Обожаю свою дочь, и с зятем у меня просто прекрасные отношения. Однажды он даже сказал во всеуслышание: «Мы с тещей — настоящие друзья!» — и мне это очень понравилось. Но, видимо, Илья и Лиза руководствуются фразой: «Чем ближе живет бабушка, тем толще ее внуки». Некоторые новости из жизни внуков я узнаю только постфактум. Как, например, недавно, когда Матвея — а он в свои пять лет очень активный ребенок — отдали в секцию айкидо…
— Внуки уже понимают, насколько знаменита их бабушка? Они уже видели вас на сцене?
— У меня сейчас нет, к сожалению, детских спектаклей. Но внуки смотрели в айпаде «Кошкин дом» и «Маленькую Бабу-ягу». Последний спектакль ставил сам Равик, а я играла «положительную» Бабу-ягу, которая в итоге становится доброй волшебницей. И есть еще в Сети буквально один эпизод из «Малыша и Карлсона». Только вместе с Равиковичем-Карлсоном роль Малыша играю не я, а еще сама Алиса Бруновна Фрейндлих. Ева в свои два года внимательно посмотрела эпизод, как Карлсон влетает в окно, — а там все натурально, моторчик с работающим пропеллером, мощный ветродуй для занавесок — и серьезным голосом вынесла дедушке вердикт: «Смешной». Роль Малыша, когда я приняла ее в театре у Алисы, была, пожалуй, самой энергозатратной — если сравнить ее с физическими нагрузками в спорте. Декорации были двухэтажными, и бегать по ним вверх-вниз приходилось беспрерывно в течение двух больших действий — словно два тайма в футболе. А халтурить не дозволялось категорически даже в мелочах, ведь дети — это самые внимательные и требовательные зрители. Полностью завладеть вниманием ребенка очень непросто! И потому после «Малыша и Карлсона» я дома всегда буквально пластом лежала…


Газета "Спорт на выходные". Рубрика: "Гость на выходные". Беседовал: Юрий Андреевич Морозов
http://www.sportsdaily.ru/articles/narodnaya-artistka-rossii-irina-mazurkevich-ravik-rugalsya-i-vykl...





Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!