МОИ ГОДА – МОЕ БОГАТСТВО. Рецензия Владимира Кантора на спектакль Театра им. Акимова «Сказки старого Арбата»//Невский театралъ.№5. май 2015
Все фотографии ()
Виктоша (Елизавета Кузьмина) и Федор Кузьмич Балясников (Валерий Никитенко)Стиль Балясникова – Валерия Никитенко броский, «американский»: зеленая рубашка, красный шейный платок, большая пряжка и огромные клеши. Вместе с тем герой Никитенко наивный, добрый, напоминающий того самого сказочника из «Снежной королевы», в роли которого артист и прославился. Его Балясников – привыкший к успеху и вниманию пожилой человек, который впервые за свою жизнь оказался в отпуске. Он чувствует, что выброшен на обочину – телефонные звонки, в которых он представляется то Симоной Синьоре, то Эразмом Ротердамским, пафосные речи про то, что он был свидетелем всех знаковых моментов в истории страны и искусства в ХХ веке, не помогают. Вместе с таким же старым и одиноким другом Христофором (в исполнении Сергея Кузнецова) он отправляется гулять по Москве. Подвыпившие герои возвращаются домой вместе с подобранным где-то Толстячком (Алексей Макрецкий). Выслушав его мелодраматическую историю, проорав битловскую «Girl», они готовы разойтись по домам, но тут-то и начинается история. К ним заглядывает молодая ленинградка Виктоша (обаятельная Елизавета Кузьмина), вокруг которой и строится вся интрига арбузовской пьесы. В Виктошу влюбляются все – и старик Балясников, и его вспыльчивый сын Кузьма (его задорно, но не всегда точно играет Денис Зайцев), и иногда печальный Христофор. До водевильного абсурда эту комедийную историю доводит появление нелепого ленинградского женишка Виктоши – музыканта Левушки (Геннадий Блинов). Однако, несмотря на обилие открыто комедийных сцен, главной в спектакле остается лирическая тема, которую ведет Валерий Никитенко. Не столь важными и острыми становятся в этой постановке отношения Балясникова с сыном. Тема кукольника, для которого куклы важнее людей, так тонко и остро выписанная драматургом, практически отсутствует в «Сказках старого Арбата» на сцене Театра Комедии. Да, Балясников-старший не менее честолюбив, чем его сын. Но Валерию Никитенко интереснее в этой роли показать человека, впервые задумавшегося о себе с высоты прожитых лет, человека, вдруг ощутившего старость. Отсюда в его оптимистическом облике заметная неуверенность. Балясникову Никитенко много лет, и в его отношениях с Виктошей видны скорее отеческие чувства, чем любовь между мужчиной и женщиной. Ностальгия по былым временам, нежелание смириться с неумолимым течением времени, соревнование с молодостью, из которого опытный художник выходит победителем, после внезапного исчезновения виновницы всех перипетий пьесы – Виктоши – сменяется тихой грустью, спокойствием. Кажется, жизнь переворошили, и хоть итоги подвели, но позиций не сдали, просто расставили все точки над “и”. В финале на подмостках кроме основных персонажей появляются двое детей – то ли ожившие куклы, то ли метафора преемственности поколений. Старость – величина условная, пока в душе человек молод, полон творческих идей, упоен радостью, которую приносит жизнь.
Владимир Кантор
http://n-teatral.ru/numbers/nevskij-teatral-518-maj-2015/moi-goda-moe-bogatstvo/
Художник Александр Орлов, не изменяя своему стилю, вновь создал геометрически выверенное черно-белое пространство. Во время действия артисты «перелистывают» страницы этой декорации-книги, оказываясь, то в интерьере, то на крыше, то на лестничной площадке перед входом в квартиру. Редкие элементы быта теряются в пространстве шара-луны, жестяного треугольника крыши, прямоугольников и квадратов полок. Цветовую динамику спектакль добирает за счет ярких костюмов (художник Андрей Климов). Картину дополняют развешанные там броские постеры «Битлз», музыка которых сопровождает действие.
Виктоша (Елизавета Кузьмина) и Федор Кузьмич Балясников (Валерий Никитенко)Стиль Балясникова – Валерия Никитенко броский, «американский»: зеленая рубашка, красный шейный платок, большая пряжка и огромные клеши. Вместе с тем герой Никитенко наивный, добрый, напоминающий того самого сказочника из «Снежной королевы», в роли которого артист и прославился. Его Балясников – привыкший к успеху и вниманию пожилой человек, который впервые за свою жизнь оказался в отпуске. Он чувствует, что выброшен на обочину – телефонные звонки, в которых он представляется то Симоной Синьоре, то Эразмом Ротердамским, пафосные речи про то, что он был свидетелем всех знаковых моментов в истории страны и искусства в ХХ веке, не помогают. Вместе с таким же старым и одиноким другом Христофором (в исполнении Сергея Кузнецова) он отправляется гулять по Москве. Подвыпившие герои возвращаются домой вместе с подобранным где-то Толстячком (Алексей Макрецкий). Выслушав его мелодраматическую историю, проорав битловскую «Girl», они готовы разойтись по домам, но тут-то и начинается история. К ним заглядывает молодая ленинградка Виктоша (обаятельная Елизавета Кузьмина), вокруг которой и строится вся интрига арбузовской пьесы. В Виктошу влюбляются все – и старик Балясников, и его вспыльчивый сын Кузьма (его задорно, но не всегда точно играет Денис Зайцев), и иногда печальный Христофор. До водевильного абсурда эту комедийную историю доводит появление нелепого ленинградского женишка Виктоши – музыканта Левушки (Геннадий Блинов). Однако, несмотря на обилие открыто комедийных сцен, главной в спектакле остается лирическая тема, которую ведет Валерий Никитенко. Не столь важными и острыми становятся в этой постановке отношения Балясникова с сыном. Тема кукольника, для которого куклы важнее людей, так тонко и остро выписанная драматургом, практически отсутствует в «Сказках старого Арбата» на сцене Театра Комедии. Да, Балясников-старший не менее честолюбив, чем его сын. Но Валерию Никитенко интереснее в этой роли показать человека, впервые задумавшегося о себе с высоты прожитых лет, человека, вдруг ощутившего старость. Отсюда в его оптимистическом облике заметная неуверенность. Балясникову Никитенко много лет, и в его отношениях с Виктошей видны скорее отеческие чувства, чем любовь между мужчиной и женщиной. Ностальгия по былым временам, нежелание смириться с неумолимым течением времени, соревнование с молодостью, из которого опытный художник выходит победителем, после внезапного исчезновения виновницы всех перипетий пьесы – Виктоши – сменяется тихой грустью, спокойствием. Кажется, жизнь переворошили, и хоть итоги подвели, но позиций не сдали, просто расставили все точки над “и”. В финале на подмостках кроме основных персонажей появляются двое детей – то ли ожившие куклы, то ли метафора преемственности поколений. Старость – величина условная, пока в душе человек молод, полон творческих идей, упоен радостью, которую приносит жизнь.
Владимир Кантор
http://n-teatral.ru/numbers/nevskij-teatral-518-maj-2015/moi-goda-moe-bogatstvo/
Вернуться к списку новостей