Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Сергей Русскин: "На котурнах былых заслуг далеко не уйдешь"//Стрела.№33 (982)


21 Август 2015 Пресса о нас
22 августа заслуженному артисту России Сергею Русскину исполняется 60 лет.
Все фотографии ()      Его визитной карточкой, хочет он того или не хочет, наверняка, есть и будет Серега из «Особенностей национальных охоты», «…рыбалки», «…политики», «…подледной ловли». При том, что на счету актера более полтора сотен кино- и сериальных ролей. При том, что незадачливого Серегу в Сергее Русскине редко узнавали и узнают, настолько они разные – артист и его персонаж. Зато заслуженного артиста России Сергея Русскина  хорошо знают и любят питерские театралы – и по Театру комедии им. Н.П. Акимова, где он служит с 2002 года, и по театру «Русская антреприза» им. Андрея Миронова, где занят в нескольких спектаклях. А зрители старшего поколения помнят и по Молодежному театру на Фонтанке, по театру «Комедианты».

         На встречу с корреспондентом «Стрелы» Сергей Русскин приехал на велосипеде. Как и десять лет назад.

- Сергей Викторович, помните то наше интервью? Я тогда у вас еще спрашивал: «Вы прямо из магазина? Только что купили велосипед?»         

- И что я ответил?
        

- «С чего вы взяли?» Дело в том, что рама велосипеда была в нескольких местах обмотана бумагой. «Велосипед не винтовка, - сказали вы.

- Это снайперу необходимо холить свое оружие, чтобы осечки не было. Я же слишком ленив, чтобы купить, да еще и распаковывать велосипед! А зачем? Дождик польет - бумага раскиснет и сама отвалится. Я предпочитаю не делать лишних движений…»
        

  - Сегодня я по делам ездил в Купчино, на улицу Олеко Дундича: полтора часа туда - полтора обратно, и я просто без сил. Я же не спортсмен. Езжу не для наслаждения. Для меня велосипед – средство передвижения. И средство поддержания физической формы. Артист всегда должен быть в хорошей физической форме.
        

- Не выдающийся у вас велосипед какой-то…
        

- Очень скромный, дешевый. Потому что три у меня уже украли. И я понял: большие деньги на велосипеды лучше не тратить. Да в городе и не нужны скоростные велики.
        

- Вы по-прежнему беретесь утверждать: «Я ленив…»
        

- Я слишком ленив.
        

- О какой лени можно говорить - при вашей-то занятости в театре, в кино?! Вашей трудоспособности можно позавидовать.
        

- Это видимость! Обман чистой воды! Ну что вы! У меня полно свободного времени! Я позволяю себе быть ленивым. На сегодняшний день мое любимое времяпрепровождение – это чтение духовной и философской литературы. Либо просмотр хороших фильмов. Я не знаю, что такое скука. Не знаю, что такое сибаритство, сплин, меланхолия. Мне не бывает скучно – нигде и никогда. Потому что мне все интересно. Иду ли я по улице и рассматриваю здания, беседую ли с вами. Мне интересно, как и какие вопросы вы задаете, интересно почему они меня будоражат. Мне интересно жить. Любить. Творить. Если разобраться, мне всегда есть что делать. Я действительно всегда занят. Даже супруга говорит: «Сколько можно спать!» - «Я не сплю». – «А что ты делаешь?» - «Медитирую. Я думаю». Я смотрю сны. Я люблю смотреть сны. У меня потрясающие сны, и, вы знаете, я в них участвую. Я научился в какой-то степени управлять снами.
        

- Не записываете?
        

- Не записываю – запоминаю. У меня есть сны любви, сны совести. Сны стыда. Я просыпаюсь от того, что мне стыдно. Я могу проснуться, обливаясь слезами.
        

- Совесть обычно человеку не дает заснуть…
        

- Я со своей совестью очень хорошо сплю. Но если она меня во сне тревожит, я просыпаюсь. Засыпаю я хорошо. Знаете, почему? На мне нет греха. Я не делаю дурных поступков. Стремлюсь не делать.
        

- Это так не просто.
        

- Ничего сложного. Я не могу понять, почему люди воруют. Сколько и чего человеку надо? Есть пределы жадности, ненасытности? Человеку на самом деле очень мало нужно. Ему, прежде всего, нужно, чтобы он был здоров. Чтобы у него был кров над головой, чтобы были необходимые для жизни вещи. Если человек здоров, он может работать, если он может работать, значит, может зарабатывать. А если может зарабатывать, значит, у него будет и кров, и деньги на необходимые вещи.
        
Сейчас я, может быть, скажу глупость - простите. Мы все с постперестроечных времен развращены. С той самой поры, когда прилавки магазинов заполнились товаром. Вы страдаете от санкций? Я - нет. По-моему, страдают те, у кого большие запросы. Меня невозможно ущемить, нельзя заткнуть в угол. Потому что мне много не нужно. И многого не нужно. У меня нет зависти. Я не борюсь за себя ни в кино, ни в театре. Я не расталкиваю никого локтями, не требую: дайте мне роль! Спросите у Татьяны Сергеевны (Татьяна Казакова – художественный руководитель Театра комедии им. Н.П. Акимова – прим. авт.): я хоть одну роль у нее попросил?
        
Я вам сейчас передам ключ от счастья. И вы станете абсолютно счастливым человеком – как я. Я не вершитель своей судьбы. У меня есть господин – Господь Бог, он руководит моей жизнью, а я себя отдаю ему в рабство. Задача господина – заботиться о своих рабах. Обеспечить всем необходимым для того, чтобы раб мог ему служить. Огромное количество людей живет по другому принципу, они утверждают: я господин своей судьбы. И от них высшие силы отворачиваются. «Ты считаешь, что ты господин, ну так будь им. Посмотрим, что из этого выйдет». Я же поменял полярности. Я не господин, а раб. Это не значит, что я ни черта не делаю и ни о чем не думаю. И думаю, и делаю. Я служу.
        

- Значит, и из театра в театр вы переходили не по собственной воле?
        

 - Наступает момент, когда ко мне приходят и предлагают: «А вы не хотите послужить большей сцене?»  Также и в кино – вдруг звонок от режиссера: «Не хотите сняться в такой-то картине?» Повторюсь: я не прошу ролей. Они сами ко мне приходят. Почему? Потому что мой господин заинтересован и заботится о том, что бы, данный мне талант (лучше скажем – способности; я скромный человек), раскрылся. Я выхожу на сцену и говорю: «Позволь, Господь, я буду  марионеткой в твоих руках?» И он позволяет. Для решения жизненных проблем есть два, не исключающих один другого, пути: аскеза – то есть ограничение в потребностях, чувственных и бытовых, и молитва.
        

- Поговорим о кино?
        

- Я вас слушаю.
        

- Простите, Сергей Викторович, но это я вас – с удовольствием -слушаю. Но в голове у меня полный раздрай. Передо мной - доктор философии, а ваш Серега из «Национальных особенностей» - простой русский парень…
        

- Ну, я бы не сказал, что он такой уж простой. Я играл не простого русского парня. Присмотритесь повнимательней: судьба все время испытывает Серегу, бьет его, а он не отчаивается, из любого испытания выходит и выходит обновленным.
        

- О, у вас и там философия!
        

- А иначе и быть не может?
        

- Да, но в основе сюжета всех «Национальных особенностей», принесших вам всероссийскую известность и любовь зрителей, элементарное пьянство…
        

- Вот природа-то и мстит человеку за это! Природа смеется и издевается над горе-охотниками и горе-рыбаками. «Вы приехали на природу водчонки попить? Так я вам сейчас устрою!». И начинаются приключения! В чем заключается «национальная особенность»? Русские люди едут не охоту не для того, чтобы убивать, а чтобы общаться. А, значит, и выпить. Герои первого фильма на всем его протяжении готовятся идти на охоту. А, когда, наконец, выходят, попадают в щекотливые ситуации. Они думают, что завалили лося, а оказывается - корову. Думают, что убили корову, а она оказывается живой! В «Особенностях» нет жестокости. А была бы - был бы совершенно другой жанр, а не комедия. Кто знал, когда снимали, что  картина будет столь популярна и долговечна? 20 лет не сходит с телеэкрана. «Особенности» - настоящий бестселлер. Мне же просто повезло, что я участвовал в его создании.
        

- Сергей Викторович, маленьких ролей не бывает? Некоторые артисты обижаются: ах, эпизод! А кого-то, как, предположим, Сергея Филиппова, называют мастером, а то и королём эпизода…
        

- Совершено верно. Я артист - острохарактерный. Но в кино очень трудно под мою фактуру «подогнать» главную роль. Поэтому я не отказываюсь ни от одного предложения. В основном, конечно, предлагают эпизоды: 2-3-4 съёмочных дня, реже – 10-12. В год я снимаюсь приблизительно в 8-10 картинах. Грех жаловаться на невостребованность.
         Мы с вами разговариваем, а сколько людей в это время по всему миру смотрит тот или иной фильм «Особенностей»! Я убежден, что сейчас на планете Земля где-то кто-то обязательно смотрит картину с моим участием. Наш художественный руководитель Татьяна Сергеевна Казакова не устаёт повторять: «Актер – это судьба!» Я считаю, что у меня счастливая актёрская судьба.         

- При том, что на профессиональную сцену вы вышли, не имея актерского образования…
        

- Да, 23 февраля 80-го года я защитил диплом в Кораблестроительном институте, а вечером играл в Молодежном театре в спектакле «Если иначе нельзя…» Не проработав ни оного дня инженером! По тем временам, это был нонсенс: актёр без специального образования, в государственном-то театре!
        

- Это говорит о высоком уровне художественной самодеятельности в городе Ленинграде?
        

- Мой приборостроительный факультет находится на Петроградской, и после лекций я каждый вечер бежал в народный театр во Дворец культуры Ленсовета. Владимир Малыщицкий создавал Молодёжный театр на базе студенческого театра ЛИИЖТа, которым руководил. Однажды Владимир Афанасьевич встретился с руководителем народного театра ДК Ленсовета Игорем Духовичем и говорит: «Мне дали возможность создать театр, а артистов меньше, чем требуется. У тебя нет на примете молодого талантливого?» - «Есть! – отвечает Игорь Геннадьевич. - Высокий, стройный, красивый…»
         - Как Карлсон!          - Ну да! «И главное - безумно талантливый…» - «Пусть придёт покажется». Пришел. Показался. Проработав в Молодёжном театре 6 лет, я поступил в ЛГИТМиК на очную режиссуру, о чем нисколько не жалею. Мне было уже 30, а в таком возрасте на актерский не принимали.          - Не могу не спросить про Учителя. Тем более, что 28 сентября исполняется сто лет со дня рождения Георгия Александровича Товстоногова.  Вы поступили на его курс…         

- На его последний курс… Первое и сильнейшее впечатление на меня Георгий Александрович произвел именно во время поступления, на коллоквиуме, то есть собеседовании. За столом – корифеи театральной школы. (Мне повезло: я учился у великих педагогов по всем дисциплинам!) Я сидел напротив Товстоногова. Георгий Александрович задал мне вопрос, и я, глядя ему в глаза, стал отвечать.  Я выражал красивыми словами возвышенные мысли - мне даже в святом сне трудно было представить, что я на такое способен. Товстоногов молчал, до меня доносилось только его приглушенное сопение «угу, угу, угу», но с каждым «угу» я словно приобретал дозу наркотических веществ. Меня распирало от воображения, от своего интеллекта на тот момент довольно-таки скудного, мои примитивные суждения обретали глубинный, глобальный смысл. Из аудитории я вышел с ощущением катарсиса.
        

- Свой день рождения вы проведете в кругу семьи? На съемочной площадке? На сцене?
         -

 На сцене. Я буду играть своего любимого доктора, не какого-нибудь, а философии. А накануне у меня – «Сплошные неприятности».
        

- Хорошо, что «Сплошные неприятности» - накануне, а не в день рождения!
        

- Вам в чувстве юмора не откажешь!
        

- Так ведь мы же – в Театре комедии.
        

- Театр комедии – философский театр. Глубоко философский. Безусловно, мы все, кто здесь служит, заложники жанра. Но Татьяна Сергеевна очень правильно говорит: «Русская комедия – это не комедия положений, это комедия состояний». Комедия внутренних состояний. Понимаете? Наша комедия – это смех сквозь слезы. А не комедия, когда - упал, встал, мордой, извините, в салат или в торт, и все!
        

- Зритель часто идет в театр «на актера». В Театр Комедии – на Веру Карпову, на Светлану Карпинскую, на Валерия Никитенко, на многих других замечательных артистов. Идет на Русскина. Вы не имеете права, даже в плохом расположении духа, его разочаровать.
        

- Театр обладает замечательным качеством: создание произведения происходит здесь и сейчас, на глазах у зрителя. Зритель присутствует при акте творчества. (В кино этого нет. В кино акт творчества зафиксированный.) В театре персонажи – живые. И мы, актеры, не можем штампы выдавать. Штамп, который у тебя был заготовлен со вчерашнего вечера, сегодня не годится, потому что сегодня все по-другому. Сегодня даже солнце взошло по-другому. Скажу банальность: каждый следующий спектакль не похож на предыдущий.
        
Мы все часто забываем, что главное в природе актера –  перевоплощение. Когда ты как актер испытываешь настоящее наслаждение (на сленге – кайф)? Когда вдруг понимаешь, что ты как Сережа Русскин исчез – превратился в своего персонажа. У тебя появляется не характерный для тебя тембр голоса, интонации, которых ты раньше не замечал. У тебя уже и пластика совершенно иная.  И это не  значит, что ты под кого-то подделываешься.
        
Да, у тебя может  быть какой-то буфер – известность, популярность, слава, медийность, но этот буфер растает через мгновение, если ты не сможешь действительно здесь и сейчас доказывать, демонстрировать свой высокий профессиональный уровень. На котурнах былых заслуг далеко не уйдешь.
        

- В чем вы видите главную задачу театра?
        

- Главная задача театра – катарсис. В театр люди идут для душевного, духовного омовения. Театр, если хотите, – это душ для души.
        

- Значит, театр всякого человека может сделать чище, лучше?
        

- Конечно. Но только – настоящий театр. Тот, который «заточен» под катарсис. Театр, как и любой другой вид искусства, может человека возродить – возродить для духовной жизни. А может и развратить. Как там у Юрия Левитанского? «Каждый выбирает для себя – женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку… Слово для любви и для молитвы каждый выбирает по себе…» Поэт очень точно все объяснил.
 

Беседовал Владимир Желтов, фото Галины Поповой.    
http://issuu.com/gazetastrela/docs/strela_33_982     

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!