В театре Комедии пересчитали «Бешеные деньги»
Все фотографии ()
Худрук Театра комедии им. Акимова Татьяна Казакова поставила
«Бешеные деньги» Александра Островского. Спектакль вышел на загляденье:
злободневная тематика, звездные актеры, изящная сценография. Среди слагаемых
успеха нужно особенно выделить незашоренность команды постановщиков. Сочинение
одного из самых «школьных» авторов преподнесли как фарс. С канонического текста
слетела хрестоматийная шелуха. Стало очевидно: «Бешеные деньги» - про сегодня и
для сегодняшнего зрителя.
Эта комедия для театра знаковая. Ленинградский зритель помнит постановку Владимира Шапиро с Игорем Дмитриевым и Ольгой Антоновой в ролях Телятева и Чебоксаровой - хороший, честный, добротно скроенный спектакль, созданный с традиционным советским пиететом перед классикой. Нынешнему поколению в Театре комедии предлагают окунуться в мир гротеска и буффонады, которые передают авторский замысел куда лучше, чем «канонические» прочтения текста.
Но постановка Казаковой обладает ценным свойством. И буффонаду, и эксцентричность здесь не подменили кривлянием, площадностью или, прости господи, физиологией - приемами, которые в чести у «продвинутых» режиссеров и модной столичной публики. На премьере «Бешеных денег» актеры, что называется, зажигали, а в зале без особых перерывов звучал смех. Но у публики не оставалось никаких сомнений: она присутствует на классическом спектакле классического репертуарного театра, а не на ивенте в каком-нибудь новом «театральном пространстве». Просто создателям удалось представить «Бешеные деньги» именно как современную, злободневную комедию. И зритель это оценил. Кстати, в зале на премьере было очень много молодежи - и это замечательно.
В истории обедневшей, но привыкшей к роскошной жизни матушки, которая на сломе экономических эпох ищет выгодную партию для эгоистичной и алчной дочери, нет ничего нового. Этот сюжет у нас перед глазами каждый день: силиконовые охотницы за мужьями - кредиты - сластолюбивые папики - кредиты - проходимцы и пустозвоны - снова кредиты - и наконец, вожделенные деньги. Поэтому на сцене всё узнаваемо. Реплики встречают на ура - будто и не написаны они полтора столетия назад.
В спектакле как минимум несколько актерских работ, которые могут стать бенефисными. Заранее ожидаемое украшение спектакля - Ирина Мазуркевич в роли Надежды Чебоксаровой. Ах, как волнующи ее превращения из даже несколько чересчур образцовой маменьки во фривольную даму, готовую улететь дивной птицей на звон злата. Чего стоит одна только сцена, одни жестикуляции героини, когда она учит непутевого зятя способам сохранения семейного счастья, приводя в пример своего супруга, который ради удовольствия жены «не знал различия между своими и казенными деньгами».
Каждый выход на сцену театральной дивы был уверенным, выверенным до малейшего поворота, образцовым. Но при этом Мазуркевич ничуть не затмила своих коллег. Особенно это касается Дарии Лятецкой в роли дочери Чебоксаровой, Лидии Юрьевны.
Молодой актрисе выпало предстать на сцене этакой винтажной material girl. Ее любят - если это можно назвать любовью - за красоту, она любит за деньги. В переносном смысле, что является единственным отличием Лидии от менее благородных, но более честных девушек. Дочь Чебоксаровой алчна и легкомысленна до абсурдности. Эта черта персонажа подчеркнута вокальным «выходом» героини в отрывке из оперы Россини «Севильский цирюльник». Кстати, этой находке режиссера стоит поаплодировать отдельно. До уровня Мариинки Театру комедии, конечно, далеко. Зато получилось очень смешно, что только утверждает канон жанра на сцене.
Именно актрисе Лятецкой в наибольшей степени предстоит работать в жанре буфф. Сцены картинного умирания на роскошной козетке и заигрывания с разваливающимся ловеласом Кучумовым являются смехокульминациями спектакля.
Кстати, про Кучумова. В этой роли, сорвав большое количество рукоплесканий, вышел Сергей Русскин. «Князинька» в его трактовке - древний потаскун, сучащий ножками в сладострастной походке и вожделеющий девственных ласк. Даже грассирует Кучумов похабно. Если бы визуализация представления в театральном зале позволяла герою пустить похотливые слюни - мы бы увидели и это. Словом, блудодей как есть. Но безнадежный: содержание на финансовом поводке у супруги не позволяет сбыться надеждам. Всё это донесено до зрителя более чем доходчиво. Но, повторимся, в рамках, не позволяющих фарсу превратиться в пошлость с биологическим уклоном.
Не меньшими, а местами и более громкими аплодисментами приветствовали зрители Николая Смирнова в роли Ивана Телятева - бездумного прожигателя жизни, в уста которого Александр Островский вложил «программные» реплики, изобличающие суть паразитирующей прослойки общества. Показать при таком тексте живого человека, преодолеть укоренившиеся клише - большое искусство. И эта задача Николаю Смирнову, безусловно, по плечу.
К сожалению, в спектакле несколько потерялись работы Александра Матвеева в роли «правильного» Василькова и Дмитрия Лебедева в образе интригана Глумова. Но новые «Бешеные деньги» только начинают сценическую жизнь. Возможно, мы еще увидим какие-то находки для этих ролей.
И нельзя не упомянуть о замечательных костюмах, созданных для постановки. Не знаю, как насчет удобства, но уборы женских персонажей просто ласкают глаз. Наверняка и Ирина Мазуркевич, и Дария Лятецкая провели немало приятных минут перед зеркалами. Отличная работа художника Стефании Граурогкайте.
Остальные слова будут излишни. «Бешеные деньги» в Театре комедии им. Акимова можно рекомендовать к просмотру с чистой совестью. Даже более того. «Мы доведем их до экстаза», - говорит в пьесе Глумов о Чебоксаровых. Ровно то же самое на премьере произошло со зрителями. Правда, в комедии реплика продолжается: «да потом и разочаруем». На спектакле такого точно не случится.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
ссылка на статью: http://www.interessant.ru/culture/v-tieatrie-komiedii-pieries-1
Эта комедия для театра знаковая. Ленинградский зритель помнит постановку Владимира Шапиро с Игорем Дмитриевым и Ольгой Антоновой в ролях Телятева и Чебоксаровой - хороший, честный, добротно скроенный спектакль, созданный с традиционным советским пиететом перед классикой. Нынешнему поколению в Театре комедии предлагают окунуться в мир гротеска и буффонады, которые передают авторский замысел куда лучше, чем «канонические» прочтения текста.
Но постановка Казаковой обладает ценным свойством. И буффонаду, и эксцентричность здесь не подменили кривлянием, площадностью или, прости господи, физиологией - приемами, которые в чести у «продвинутых» режиссеров и модной столичной публики. На премьере «Бешеных денег» актеры, что называется, зажигали, а в зале без особых перерывов звучал смех. Но у публики не оставалось никаких сомнений: она присутствует на классическом спектакле классического репертуарного театра, а не на ивенте в каком-нибудь новом «театральном пространстве». Просто создателям удалось представить «Бешеные деньги» именно как современную, злободневную комедию. И зритель это оценил. Кстати, в зале на премьере было очень много молодежи - и это замечательно.
В истории обедневшей, но привыкшей к роскошной жизни матушки, которая на сломе экономических эпох ищет выгодную партию для эгоистичной и алчной дочери, нет ничего нового. Этот сюжет у нас перед глазами каждый день: силиконовые охотницы за мужьями - кредиты - сластолюбивые папики - кредиты - проходимцы и пустозвоны - снова кредиты - и наконец, вожделенные деньги. Поэтому на сцене всё узнаваемо. Реплики встречают на ура - будто и не написаны они полтора столетия назад.
В спектакле как минимум несколько актерских работ, которые могут стать бенефисными. Заранее ожидаемое украшение спектакля - Ирина Мазуркевич в роли Надежды Чебоксаровой. Ах, как волнующи ее превращения из даже несколько чересчур образцовой маменьки во фривольную даму, готовую улететь дивной птицей на звон злата. Чего стоит одна только сцена, одни жестикуляции героини, когда она учит непутевого зятя способам сохранения семейного счастья, приводя в пример своего супруга, который ради удовольствия жены «не знал различия между своими и казенными деньгами».
Каждый выход на сцену театральной дивы был уверенным, выверенным до малейшего поворота, образцовым. Но при этом Мазуркевич ничуть не затмила своих коллег. Особенно это касается Дарии Лятецкой в роли дочери Чебоксаровой, Лидии Юрьевны.
Молодой актрисе выпало предстать на сцене этакой винтажной material girl. Ее любят - если это можно назвать любовью - за красоту, она любит за деньги. В переносном смысле, что является единственным отличием Лидии от менее благородных, но более честных девушек. Дочь Чебоксаровой алчна и легкомысленна до абсурдности. Эта черта персонажа подчеркнута вокальным «выходом» героини в отрывке из оперы Россини «Севильский цирюльник». Кстати, этой находке режиссера стоит поаплодировать отдельно. До уровня Мариинки Театру комедии, конечно, далеко. Зато получилось очень смешно, что только утверждает канон жанра на сцене.
Именно актрисе Лятецкой в наибольшей степени предстоит работать в жанре буфф. Сцены картинного умирания на роскошной козетке и заигрывания с разваливающимся ловеласом Кучумовым являются смехокульминациями спектакля.
Кстати, про Кучумова. В этой роли, сорвав большое количество рукоплесканий, вышел Сергей Русскин. «Князинька» в его трактовке - древний потаскун, сучащий ножками в сладострастной походке и вожделеющий девственных ласк. Даже грассирует Кучумов похабно. Если бы визуализация представления в театральном зале позволяла герою пустить похотливые слюни - мы бы увидели и это. Словом, блудодей как есть. Но безнадежный: содержание на финансовом поводке у супруги не позволяет сбыться надеждам. Всё это донесено до зрителя более чем доходчиво. Но, повторимся, в рамках, не позволяющих фарсу превратиться в пошлость с биологическим уклоном.
Не меньшими, а местами и более громкими аплодисментами приветствовали зрители Николая Смирнова в роли Ивана Телятева - бездумного прожигателя жизни, в уста которого Александр Островский вложил «программные» реплики, изобличающие суть паразитирующей прослойки общества. Показать при таком тексте живого человека, преодолеть укоренившиеся клише - большое искусство. И эта задача Николаю Смирнову, безусловно, по плечу.
К сожалению, в спектакле несколько потерялись работы Александра Матвеева в роли «правильного» Василькова и Дмитрия Лебедева в образе интригана Глумова. Но новые «Бешеные деньги» только начинают сценическую жизнь. Возможно, мы еще увидим какие-то находки для этих ролей.
И нельзя не упомянуть о замечательных костюмах, созданных для постановки. Не знаю, как насчет удобства, но уборы женских персонажей просто ласкают глаз. Наверняка и Ирина Мазуркевич, и Дария Лятецкая провели немало приятных минут перед зеркалами. Отличная работа художника Стефании Граурогкайте.
Остальные слова будут излишни. «Бешеные деньги» в Театре комедии им. Акимова можно рекомендовать к просмотру с чистой совестью. Даже более того. «Мы доведем их до экстаза», - говорит в пьесе Глумов о Чебоксаровых. Ровно то же самое на премьере произошло со зрителями. Правда, в комедии реплика продолжается: «да потом и разочаруем». На спектакле такого точно не случится.
Евгений ХАКНАЗАРОВ,
интернет-журнал «Интересант»
ссылка на статью: http://www.interessant.ru/culture/v-tieatrie-komiedii-pieries-1
Вернуться к списку новостей