Карта привилегий Абонементы Касса 312-45-55

Школа злословия

Ричард Бринсли Шеридан

  « Школа злословия» — это не просто комедия, а едкая, острая и бесконечно живая сатира, которая, несмотря на прошедшие 250 лет, остаётся актуальной и остроумной. Ричард Бринсли Шеридан, сын актёра, драматург и владелец знаменитого театра Друри-Л...

20

Февраль
19:00

Идеальная жена и муж под колпаком


9 Июль 2018 Пресса о нас
Рецензия на спектакль "Идеальный муж" в газете "Санкт-Петербургский Курьер".
Все фотографии () Репертуарному театру нужно иметь определенную храбрость, чтобы взяться за постановку пьесы Оскара Уайльда. Казалось, что несколько лет назад тему закрыл Константин Богомолов, поставивший в Московском художественном театре спектакль «Идеальный муж. Комедия» как сатирическое, гротескное шоу, язвительно изображавшее так называемую российскую элиту практически на всех уровнях — продажных государственных чиновников, мошенников-предпринимателей, сервильных эстрадных исполнителей, развратное духовенство. Не пощадил режиссер даже классиков — самого Уайльда, да и Шекспира с Чеховым.

Впрочем, эти соображения больше для специалистов. Зритель, заполняющий зал театра Комедии, о таких материях вряд ли ведает, да и не обязан. Его, вероятнее всего, влечет сам жанр. Правда, в данном случае зрителю предложили скорее мелодраму, что, в общем, тоже не возбраняется, — и то, и другое любимо публикой. 

На постановку был приглашен московский режиссер Павел Сафонов, для которого это не первое обращение к пьесе Уайльда. До этого он ставил в Москве антрепризный спектакль с медийными лицами, главные роли у него играли Даниил Страхов, Марина Александрова, Людмила Чурсина и иже с ними. В спектакле театра Комедии с медийностью посложнее, за нее главным образом отвечает приглашенный из Театра на Васильевском Илья Носков (лорд Горинг). Справедливости ради нужно сказать, что и Денис Зайцев (Роберт Чилтерн), и Наталья Ткаченко (миссис Чивли) имеют солидный список ролей в кино и на телевидении.

На радикальное решение классической пьесы режиссер не замахивался. Главные герои появляются под вспышки фото- и кинокамер, дескать, вся жизнь — гламурный блеск, публичность, показное великолепие. Потом, правда, этот прием не развивается, герои, наоборот, замыкаются в мире своих отношений и проблем. 

Режиссер «секвестировал» слуг, лакей лорда Горинга присутствует где-то за сценой, но, вероятно, отличается крайне нерадивостью, поэтому аристократам приходится самим убирать посуду, передвигать мебель, разливать коньяк и т. д. Но актеры в спектакле театра Комедии не столько изображают английских аристократов, сколько играют в них, с удовольствием предъявляя детали: перчатки, трость, котелок графа Кавершема (Дмитрий Лебедев), кринолин леди Чилтерн… И это вполне логично — викторианскую знать все равно не сыграешь. В этом смысле убедительна и хороша Ирина Цветкова в роли леди Маркби, опытная актриса с юмором, шармом, иронией обыгрывает клише, расхожее представление об английских аристократах. 

Ирония и самоирония, легкий, чуть шаржированный рисунок роли вызывают определенную симпатию к герою Ильи Носкова. Его лорд Горинг представляется самым живым персонажем спектакля. Не стремясь никому навязывать своих парадоксальных взглядов, легко, шутя, играя, двигаясь по жизни, он блистательно решает и свои, и чужие проблемы. Высказывая аморальные сентенции, Горинг, по сути, остается самым нравственным героем спектакля. Глядя на героя Носкова, вспоминаешь, что в какой-то степени лорд был альтер эго самого Уайльда, писатель, как известно, слывя ниспровергателем устоев, в своих произведениях был настоящим моралистом. Сближение подчеркнуто даже в костюмах, правда, неизвестно, носил ли Уайльд юбку, но короткие бриджи он точно любил. Вот и появляется герой Носкова сперва в макси-юбке, а потом в коротких штанишках и гольфах, что в сочетании со строгими очками дает комический эффект. И все органично соединяется в облике Горинга — легкомысленность, озорство, некоторая эпатажность в комплексе со строгостью принципов. 

Костюмы унисекс придуманы модным московским художником Евгенией Панфиловой. Миссис Чивли она наряжает в какое-то подобие фрачного костюма, лишая ее женственности. Героиня Натальи Ткаченко волею режиссера никакая не светская львица и даже не дама полусвета. Так, банальная шантажистка, еще и нечистая на руку. Поскольку режиссера не очень интересует социальная проблематика, то все эти подробности про Суэцкий канал, про коррупцию, с которой связано первоначальное накопление капитала Роберта Чилтерна, про политический крах, как-то пробрасываются. И тогда, к сожалению, становится неясной миссия миссис Чивли — из-за чего скандал в благородном семействе?

Героиня Ткаченко вряд ли представляет опасность, поэтому совсем уж странно, когда герой Носкова в кульминационный момент гневно швыряет женщину об стенку, что совсем выпадает из образа денди. Нужно сказать, что Наталья Ткаченко очень хорошая актриса (стоит вспомнить ее прежние работы в театре Комедии или Стеллу из «Трамвая Желание» в «Приюте комедианта»). Просто в спектакле ей отведена служебная функция, миссис Чивли нужна только для того, чтобы придать остроты чопорным отношениям четы Чилтернов.

Денис Зайцев честно изображает идеал чести и благородства — обаятельный, подтянутый, с благородной внешностью, сдержанными манерами английского джентльмена. Богатый, успешный политик, он кажется не очень счастливым еще до того, как ему пригрозила разоблачением шантажистка Чивли. И то, жить рядом с идеальной женой — задача не из легких. Под любящим взором (надзором?) жены он постоянно чувствует себя как бы под колпаком. Дария Лятецкая в роли леди Чилтерн — красива, безупречна как внутренне, так и внешне. Чувствуется, что эта женщина действительно всегда получала награды за хорошее поведение. Такая безупречность приводит к тому, что «она безжалостна в своей правоте, холодна, сурова и не ведает сострадания». Поэтому монолог Роберта Чилтерна о том, что своим ригоризмом, нетерпимостью жена сломала ему жизнь, актер произносит не как спонтанный выброс эмоций загнанного в угол человека, а как выношенную, выстраданную мысль.

Реакцию жены на обвинения сложно понять, поскольку она в это время возлежит среди разбросанных на полу цветов. Впрочем, наверное, это символично — брошенный наземь, втоптанный в пыль цветок. Но это противоречит натуре леди, слабостей героиня Лятецкой не допускает, актриса играет моральную несокрушимость от начала до конца действия. Правда, закрадываются некоторые подозрения, что действиями этой дамы движет некий подспудный расчет — выгодное замужество, положение в свете, которое нельзя утратить. Поэтому так быстро лорд Горинг уговаривает ее не мешать назначению мужа на пост министра. Поверим, что она это сделала под влиянием любви.

В принципе, все герои остаются при своих интересах — идеальная жена при прощенном и вновь идеальном муже. Сердце Роберта Чилтерна в конце концов благополучно успокаивается карьерным ростом и семейным счастьем. Лорд Горинг остается при богемном образе жизни. Юная жена Мейбл Чилтерн чувствует себя на седьмом небе рядом с обожаемым мужчиной. Правда, мисс Мейбл (Елизавета Кузьмина) несколько инфантильна и взбалмошна… Но ведь на самом деле идеальных жен не бывает…

Одна миссис Чивли осталась ни с чем. И ее жаль. Захотелось женщине нормального человеческого счастья…

Некоторые цитаты из пьесы Уайльда настолько современны, прямо дух захватывает: «Всякий, в ком есть честолюбие, вынужден бороться оружием своего времени. Оружие нашего времени — деньги. Кумир нашего времени — деньги. Для того, чтобы в наше время чего-нибудь добиться — положения, власти, — нужны деньги. Деньги, деньги — во что бы то ни стало!»

Или: «А в Англии, если человек не может по крайней мере два раза в неделю разглагольствовать о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией, политическое поприще для него закрыто. В смысле профессии ему остается только ботаника и церковь».

Обычно на такие реплики следуют аплодисменты публики. И то верно, не так уж далеки мы от викторианской Англии.

Режиссер сузил проблематику пьесы, сведя ее к межличностным отношениям. Имеет право. В спектакле театра Комедии основные события и коллизии сходятся к вопросам: существуют ли идеальные союзы, способные выдержать любые испытания; могут ли любовь, дружба, добрые человеческие отношения быть важнее карьеры, богатства, репутации, положения в обществе. В нашем случае эти ценности гармонизируются, в финале все артисты дружно и радостно поют под дождем. 

Театр выпустил добротный спектакль, выдержанный в современных сценических параметрах, озвученный стильной музыкой Фаустаса Латенаса. «Идеальный муж», думается, без напряжения впишется в репертуар театра Комедии, вероятно, он будет востребован, как и предыдущий спектакль по Уайльду «Как важно быть серьезным», где одну из главных ролей играет тот же Денис Зайцев. В конце концов, даже в эпоху постдраматизма и экспериментов никто не отменял мейнстрим.

Автор: Татьяна Самойлова
Ссылка на издание: http://i.kurier-media.com/files/2018/07/e43k27hCTUIFq914TqS2.pdf

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!