Карта привилегий Абонементы Касса 312-45-55

Наши жены

Эрик Ассус

Дружеская встреча, непринужденный мужской разговор о женах и работе за игрой в покер, незамысловатый ужин… Все было бы житейски, если бы внезапно не ворвался запоздавший друг с криком: « Я убил Эстель!»
 
Как поступить? Ч...

30

Декабрь
19:00
Plane GIF

Чёрно-белая геометрия


10 Январь 2019 Пресса о нас
Рецензия Марии Кросс на спектакль "Идеальный муж" в журнале "Страстной бульвар, 10"
Все фотографии () В Санкт-Петербургском Театре комедии имени Н.П. Акимова Павел Сафонов поставил спектакль «Идеальный муж» по иронической комедии Оскара Уайльда. Столичный режиссер привез с собой сценографа Юлиану Лайкову и художника по костюмам Евгению Панфилову. В спектакле заняты артисты Театра комедии, но одну из главных ролей - лорда Горинга - играет Илья Носков.

В постановке Павла Сафонова пьеса, действующие лица которой - английские аристократы конца позапрошлого века - выглядит очень современно и одновременно вне времени, то есть как истинная классика. Как и в недавней премьере Театра комедии «Бешеные деньги» по А.Н. Островскому в постановке Татьяны Казаковой, главная тема нового спектакля - вопрос «быть или казаться?» Для главного героя лорда Чилтерна в исполнении Дениса Зайцева (как вы догадались, он и есть «идеальный муж») очень важно казаться идеально честным - ведь, как он полагает, именно за непогрешимость и безупречность любит его жена - утонченная и возвышенная леди Чилтерн (Дария Лятецкая). Поэтому неожиданное появление авантюристки миссис Чивли (Наталья Ткаченко), угрожающей обнародовать грех его юности - продажу государственных секретов биржевому спекулянту, кажется ему катастрофой. Платой за молчание должно стать новое преступление, погружение в бездну сомнительных поступков и нечистая совесть. За помощью Чилтерн обращается к своему приятелю - лорду Горингу, который, кажется, наоборот, всеми силами стремится казаться хуже, чем он есть на самом деле. Такой стиль, видимо, соответствовал моде того времени (впрочем, как и нашего - история повторяется), ведь к такому же имиджу стремятся скучающие обладательницы «идеальных мужей» - длинноногая графиня Бэзилдон (Арсения Бычкова) и аппетитная миссис Марчмонт (Олеся Бережная).

Тема маски, которую в спектакле носит каждый («Весь мир - театр, а люди в нем - актеры»), заявлена с первых же минут. На фоне застывших за стеклом модных гостей, под интригующую музыку Фаустаса Латенаса сестра протагониста юная мисс Мейбл Чилтерн (Елизавета Кузьмина) старательно надевает клоунский нос, предварительно стряхнув осевшую на нем «пыль столетий». По-видимому, она и есть «добрый гений» семьи Чилтернов - ее тайная влюбленность дает силы беспечному лорду Горингу совершать героические действия сначала по вызволению из бездны несчастного лорда Чилтерна, а затем (ведь на этом интрига не заканчивается) и по спасению репутации высоконравственной леди Чилтерн.

В спектакле есть все, что нужно для того, чтобы понравиться публике - остроумная и захватывающая интрига, изысканный текст, наполненный тонкими и точными афоризмами, честно работающие актеры, а также артикулированный режиссерский замысел, который проявляется каждую минуту сценического действия. На смысл спектакля играют даже лаконичная сценография и костюмы.

Оформление спектакля решено в черно-серо-белой гамме - в спектакле ведь идет речь об этических нормах, о том, что есть хорошо, а что плохо. О том, что в жизни главное - любовь или карьера. Это такая интеллектуальная, вневременная «драма идей» (иногда, как кажется, сознательно нивелирующая умный и едкий комизм Уайльда). Черно-белая сценография геометрична и чем-то напоминает архитектурные решения «счастливых 60 х» - прямоугольный белый павильон со стеклянной дверью, белые шары разных размеров, расположенные на полу, черные прямоугольные стулья, среди которых оказывается и пара белых - ведь плохое иногда оборачивается хорошим, а зло добром.

Наряду с изысканной музыкальной (Фаустас Латенас умеет насыщать любые режиссерские построения неземными по красоте звучания композициями) и сложной световой партитурами, а также «говорящей» сценографией, в спектакле есть еще одна симфония - театральных костюмов. Они здесь оригинальны и выразительны. Леди Чилтерн, миссис Чивли и леди Маркби меняют костюмы почти в каждой сцене. Причем костюмы придуманы настолько виртуозно, что каждый раз их разглядываешь пристально, с удовольствием. Эпатажный имидж светской львицы леди Маркби в мастерском исполнении Ирины Цветковой - неотъемлемая составляющая образа. Лорд Горинг первый раз появляется на глаза зрителям в весьма экстравагантной, похожей на шотландский килт, юбке. Миссис Чивли в первой сцене предстает в современных льняных штанах, коротком жакете и белой блузке с пышным воротничком, как бы намекающим на то, что героиня только что прибыла с родины Моцарта - Вены. Но вообще, кажется, чем персонаж менее положительный, тем более экстравагантно он одет. С течением сценического времени, с раскрытием характеров героев, костюмы становятся проще, обычнее. Но все равно они - «от кутюр».

Что касается «идеального мужа» лорда Чилтерна, то «грех его юности» на фоне преступлений нынешнего времени кажется настолько невинным, что поневоле задаешься вопросом - а могут ли современные зрители поверить в то, что карьера и семейная жизнь лорда действительно висят на волоске? Кто нынче не ворует? «Все нынешние состояния нажиты таким же путем», - цитате Уайльда впору стать заголовком сегодняшней газеты. Но спектакль Павла Сафонова сознательно минует такого рода злободневность текста, режиссер не стремится к острой публицистичности, его волнуют внутрисемейные отношения, а не социальные процессы. Поэтому и в трактовке образа главного героя главным становится желание «идеального мужа» сохранить любовь жены, а не муки нечистой совести или нравственные страдания. Роберт Чилтерн, каким играет Денис Зайцев, действительно безоглядно влюблен в жену, его боязни возможного разрыва не сопереживать невозможно.

Замечательный образ коварной миссис Чивли создала в спектакле Наталья Ткаченко. В ее исполнении шантажистка и интриганка получилась яркой, обворожительно красивой, умной и отважной. Не удивительно, что в свое время в эту неординарную личность был влюблен Горинг. В конце спектакля избравшая неправедный путь дама получает по заслугам.

Звезда фильмов «Приключения Фандорина» и «Азазель» Илья Носков, являющийся по преимуществу актером кино, удачно вписался в актерский ансамбль спектакля. Его несколько угловатая пластика вкупе с обаянием и положительной энергетикой очень удачно раскрывают образ чудаковатого, но по сути доброго героя.

А что же «идеальный муж»? «Идеальность» главного героя в том, что ради сохранения счастливого брака он был готов пожертвовать своей блестящей карьерой. И это вполне возможно в наше время, особенно, когда рядом есть идеальный друг и идеальная жена, которые не позволят это сделать.


Автор Мария Кросс


Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!