Пропуск в мир Комедии Касса 312-45-55

Правда - хорошо, а счастье лучше

Александр Островский

Пьеса Александра Николаевича Островского, написанная  им в  1876 году к бенефису замечательного русского актера Николая Музиля,  по праву считается  одной из  лучших « актёрских»  комедий, в которой драматург, ст...

18

Августа
19:00

Рецензия к спектаклю "Энергичные люди"


27 Февраля 2019
Оксана Дубицкая "Энергичные люди" Василия Шукшина на сцене Театра Комедии им. Н. П. Акимова.
Премьера спектакля по одноименной сатирической пьесе Василия Шукшина «Энергичные люди» состоялась 22 июня 1974 года в БДТ. В постановке принимал участие автор. Шукшин сам принес пьесу в театр и читал ремарки к спектаклю. Его голос в дальнейших постановках создавал эффект присутствия.«Энергичные» - о чем эта пьеса? О том, как спекулянты изображают изо всех сил обманчивую видимость людей, посвятивших жизнь погоне за деньгами. Выходит смешно. Шукшин дополняет сатирическое содержание повести, используя гротеск. Карикатура, пародия входят в технику гиперболы и системно составляют прием деформации явлений. «Исповедальные» речи обнажают закономерную трансформацию энергичных деляг в нелюдей. Разыгрываемое ими действо, беспардонное и циничное. Безо всякой рефлексии. Демонстративна банальность сюжета. Вера Сергеевна, супруга Аристарха, всего-то на всего обнаружила в кармане супруга записку от любовницы, и выкинула коленце. Ее месть в духе времени - шантаж. Оскорблённая женщина настрочила на всю компанию дебоширов заявление в прокуратуру, что как нельзя лучше проявляет дикие нравы представителей советской торговли. Движимые страхом, рвачи ведут себя непредсказуемо, пытаясь убедить Веру Сергеевну отказаться от своего замысла, инсценируют убийство. Зло, жестоко. Однако стоит Вере Сергеевне выкрикнуть: — Если кто только двинется, я прыгаю! Тут только два этажа: сломаю ноги, но все расскажу. Только двиньтесь!Все так и замерли. Шукшин точно воссоздает стихию языка своих картонных героев, фиксирует их образ мышления. Невеждам кажется активность, самоуверенность помноженная на наглость – секретно-материального преуспевания и устойчивости существования «конкретных», Брюхатого, Курносого. " Гений изворотливости " Аристарх Кузькин заявляет, что общество живет и процветает только благодаря его экономическим «импровизациям»: Кузькин заявляет вполне серьезно о своем исключительном праве принадлежать к самой привилегированной экономической «элите». А как иначе? Виртуозно Кузькин спекулировал автомобильными покрышками. В передней валяются «не существующие» покрышки: их нигде не делали, они никуда не поступали. «Экономический феномен» - вот как это называется. Мимикрия, внедрение «энергичных» в экономические грустные реалии обусловили устойчивость их психологических черт прохиндеев: беспардонность, апломб, наглость, Вся "энергия" направленная на то, чтоб выхватить из рук первого встречного в урбанистических джунглях любую по инерции вещь и притащить в свою "берлогу". «Конкретные люди», как себя они называют, мыслят точно, практично, видят смысл жизни грубо материально: в цифрах, количествах, вещах. Они запрограммированы на бездуховность. Лишь бы "корыто" было полным. Экспансия в унифицированный мир всеобщего потребления, усвоения аксиом спекуляции 70-х обнажает невероятную потребность в иллюзиях и моделях для подражания, которая просвечивает сквозь масштабные спекуляции сегодня. В сезоне 2018- 2019 года имя Шукшина оказалось на афише Театра Комедии им. Н. П. Акимова. Премьера спектакля состоялась 7 декабря 2018 года. 27.12. 2018 Создатели сделали реверанс прозе Шукшина, не меняя авантюрный сюжет. Не то что бы пьеса не давала особого материала для полета режиссерской фантазии, однако именно в эстетике капустника выдержан весь спектакль. Идейный вдохновитель "Энергичных людей" Валерий Никитенко, стало быть, уверен, здесь любая мизансцена - простор для актерского мастерства, вдохновенной импровизации. И, в самом деле, сюжет лихо сыгран. Неудивительно, что зрители с удовольствием восприняли историю. Сценография Ирины Долговой дополнительно подтверждает мысль о неком режиссерском безразличии к деталям эпохе "развитого социализма": условность действия подчеркивают псевдореалистические декорации. Перегородки выстраивают трехкомнатную квартиру с обязательными атрибутами; стенкой, цветным телевизором, множеством хрустальных безделушек, коврами, фикусами . Нет только породистой собачки. Зато откуда не возьмись среди книг маячит том Кьеркегора. Раритет. Этого теолога в СССР почти не переводили и редко публиковали . На русский язык "Несчастнейший" впервые был переведен Ю. Балтрушайтисом и опубликован в "Северном сборнике" в 1908 г. издании, посвященном скандинавской словесности, публиковавшемся символистами. Разумеется, самое ценное в этой "берлоге", вовсе не наследие скандинава, а отечественные покрышки для „Волги" в количестве пять штук. Не заметить их просто невозможно. Ключевые фигуры для бытового конфликта это Аристарх Петрович(Николай Смирнов),и его гости - хапуги разных мастей Чернявый(Валерий Никитенко), Брюхатый (Владимир Миронов), Курносый(Виталий Кузьмин), Лысый(Михаил Сливников) и примкнувший к ним пьяница-грузчик деревенского происхождения, иными словами Простой человек(Николай Колосов). Единомышленники Никитенко принадлежат к тому типу артистов, которые умеют эффектно представить сознательное спонтанным, а .спектакль призван был аккумулировать и выразить индивидуальные особенности игры каждого.Николай Смирнов использовал наработанные прежде эксцентрические приемы, демонстрировал мастерское владение жанром: сквозь трагифарс проглядывал неглупый неуравновешенный тип, который прекрасно понимает, что добровольно пошел на размен уже давно, ну и ладно.Ирина Мазуркевич играла Веру Сергеевну, на удивление очень сдержано. У Шукшина "Вера Сергеевна — тоже демагог; но нет того мастерства, изящества, как у Аристарха Петровича, она из рабочей семьи, но тоже очень честолюбива и обидчива". Особого изящества у героя Николая Смирнова как не было, так и нет, вопреки ремаркам драматурга. Произошла рокировка. Во всяком случае, Ирина Мазуркевич сделала свою героиню элегантной и надела маску развлекающейся невозмутимости, чтобы скрыть чувства, которые предпочитала зря не показывать. Зачем? Умной женщине незачем что- ибо доказывать знакомым жуликам. В полемике она, роняя короткие реплики, пережимала всех "парламентеров " по очереди, не вставая с дивана. А ее переиграл здравый смысл.Стремительное появление Сони (Елизавета Александрова ) в финале оказало неожиданно мощное эмоциональное воздействие на зрителей. Это был разовый эффект. Как фейерверк. А невесть откуда взявшимся, рассуждая логически, блеклым сыщикам, в зрительном зале не обрадовался почему-то никто. Даже не аплодировали.Один из трех, в милицейской форме (двое были в штатском), прошел несколько в коридор и увидел покрышки.— Вот они! — сказал он. — Даже не спрятали. Как будто укрытие краденного меняет суть дела.

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры