С комедией не шутят
Все фотографии ()
Спектакль Казаковой не столько о власти, сколько о природе человеческой души, сущность которой остается неизменной, независимо от того, какое у нас тысячелетье на дворе. Дракон (мастерски владеющий отрицательным обаянием Юрий Лазарев) лукавит, уверяя своего наивного благородного противника Ланцелота (Денис Зайцев) в бессмысленности его геройства. Он так умело искалечил души своих подданных, что грош им цена. Истину же откроет уставшему от подвигов рыцарю абсолютно негероичный, зато прочно стоящий на земле Садовник (Сергей Русскин): чтобы в душах расцвело высокое, людей, как и саженцы, нужно не «перековывать», а терпеливо взращивать и выхаживать.
«Хитрая вдова», поставленная Татьяной Казаковой по мотивам пьесы Карло Гольдони «Один из последних вечеров карнавала», похоже, стала одним из гастрольных «талисманов» Театра комедии. Спектакль не сходит с афиши уже десять лет: меняются исполнители, варьируются нюансы в рисунках ролей, но зрелище остается ярким, темпераментным и многоцветным. А проблема, вокруг которой закручена остроумная интрига, за два с половиной столетия, пролетевшие с момента создания пьесы, нисколько не утратила актуальности. Дария Лятецкая, играющая красавицу Розауру, делает главным мотивом своей героини стремление узнать всему истинную цену — себе, своим настойчивым кавалерам да и жизни как таковой. Мало выбраться из клетки постылого брака на волю. Надобно, чтоб голос сердца, жаждущего большого чувства, не заглушил хладнокровные рассуждения разума. Персонажи позднего Гольдони перешагнули рамки ставшей для них тесной комедии dell’ arte — они гораздо ближе к реальным человеческим типажам, чем к условным маскам. И типажи эти вневременны и узнаваемы. Лорд Рунбиф (Антон Падерин) — расчетливый делец, видящий в браке лишь выгодное вложение капитала. Мсье Лебло (Сергей Романюк) — неутомимый ловелас, достойный наследник Казановы. Дон Альваро де Кастилья (Владимир Миронов) — надменный гордец, не имеющий за душой ничего, кроме древнего герба. Граф ди Боско Неро (Дмитрий Лебедев) — патологический ревнивец. Но все это — внутри, на поверхности искатели руки прекрасной вдовушки обаятельны, темпераментны, харизматичны. В вихре карнавала определить, где личина, а где лицо, не просто. Но в жизни — еще труднее.
Третий гастрольный вечер был отдан «Визиту дамы» Фридриха Дюрренматта. Автор считал эту свою пьесу «трагической комедией», однако отечественная традиция постановок и экранизаций отчетливо тяготела к трагифарсу с преобладанием последнего — слишком очевидно, что искушение, организованное сумасбродной миллиардершей для своих еле сводящих концы с концами земляков, им явно не по силам. Татьяна Казакова видит в этой истории не только притчу о воздаянии каждому по делам его, но, если хотите, страшную сказку о бессмертии подлинной любви.
Ирина Мазуркевич играет не столько мстительную фурию, сколько женщину, все еще надеющуюся вернуть утраченное когда-то счастье. За ним она и возвращается в родной Гюллен: изощренная месть — миллиард горожанам, в обмен на жизнь предавшего ее когда-то возлюбленного — придумана ею только для того, чтобы Альфред Илл понял, наконец, что вся его сытая, относительно благополучная жизнь не стоит их краткой, юной, страстной любви. В ней это чувство живет до сих пор, потому что в глубине она все та же озорная, дерзкая, но очень чистая душой девчонка. Потому ей и не кажется таким уж невозможным начать на седьмом десятке все с начала. Но тот, кого Клара любила в Илле, давным-давно умер — в тот самый момент, когда Альфред отрекся от любимой и их еще не рожденного ребенка. Дмитрий Лебедев с математической точностью выстраивает траекторию воскресения души своего героя, возвращающегося к самому себе ценой горького прозрения.
Финальным аккордом гастролей стали «Бешеные деньги». Эта пьеса в наследии «Колумба Замоскворечья» не без основания считается одной из самых противоречивых. Островскому очень хотелось воздать должное делателям «умных денег» и посмеяться над ловцами «бешеных», но замысел вступил в конфликт с присущим драматургу чувством психологической достоверности. Савва Васильков (Александр Матвеев) — просто образцово-показательный делец: неглуп, честен, трудолюбив, не чужд самосовершенствования. Однако все его достоинства в глазах красавицы Лидии (Дария Лятецкая) — меньше, чем ничто. Капризная ветреница идет на сделку с мужем только ради того, чтобы в конце концов из экономки, варящей варенье и солящей грибы в забытом богом и людьми имении, превратиться в хозяйку светского салона в Петербурге. Ни о каком «перевоспитании» и речи быть не может.
Она, как и окружающие ее искатели легкого богатства, включая очаровательную фам-фатальную маменьку (Ирина Мазуркевич), видят в деньгах лишь возможность радоваться жизни. Счастливый своей беззаботностью Телятев (Николай Смирнов), получающий удовольствие от собственного интриганства Глумов (Дмитрий Лебедев), упивающийся последними страстными порывами «князенька» Кучумов (Сергей Русскин) — не умея заработать ни гроша, живут на всю катушку. А добродетельный «тюлень» Васильков взят в заложники своим капиталом, не оставляющим ему ни единого шанса выйти из бюджета. Деньги, даже самые «умные», всегда стремятся стать хозяином своего хозяина. Урок, преподанный великим русским драматургом, немногие в состоянии усвоить. К слову сказать, «Бешеные деньги» у искушенного зрителя Дома Островского — гастроли проходили в Малом театре — нашли самый теплый прием.Публика любит комедии: приятно смотреть спектакль, заранее предвкушая, чем он закончится. Но если вы собираетесь к акимовцам — этот номер у вас не пройдет. Что-что, а подбросить утратившему бдительность зрителю информацию к размышлению над чем-нибудь очень и очень серьезным здесь умеют.
Автор Виктория ПЕШКОВА
С недавнего времени Санкт-Петербургский театр комедии им. Акимова гастролирует в столице практически ежегодно, и к радости московской публики каждый следующий приезд оказывается длиннее предыдущего. Несмотря на приближающиеся юбилейные торжества — в этом году театр отпразднует 90-летие — акимовцы традицию нарушать не стали. На сей раз в афише четыре спектакля, отражающие самые разные грани комедийного жанра: метафоричный шварцевский «Дракон», искрящаяся карнавальной беззаботностью «Хитрая вдова» Карло Гольдони, балансирующие на грани иронии и гротеска «Бешеные деньги» Александра Островского и философический «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта.
Гости из Питера открыли гастроли «Драконом» Евгения Шварца, самой, пожалуй, реалистичной пьесой знаменитого советского сказочника. Николай Акимов, с чьим именем связан «золотой век» этого коллектива, дважды предпринимал отчаянные попытки подарить ей сценическую жизнь — в середине 40-х и в начале 60-х. Ни одна успехом не увенчалась: бдительные партфункционеры от искусства упорно видели в «Драконе» только опасный политический памфлет. Впрочем, и когда все запреты были сняты, угол зрения на эту сказочно реальную историю фактически не изменился. Берясь за постановку «Дракона» в год 120-летия со дня рождение его создателя, Татьяна Казакова сломала прочно укоренившийся стереотип.Спектакль Казаковой не столько о власти, сколько о природе человеческой души, сущность которой остается неизменной, независимо от того, какое у нас тысячелетье на дворе. Дракон (мастерски владеющий отрицательным обаянием Юрий Лазарев) лукавит, уверяя своего наивного благородного противника Ланцелота (Денис Зайцев) в бессмысленности его геройства. Он так умело искалечил души своих подданных, что грош им цена. Истину же откроет уставшему от подвигов рыцарю абсолютно негероичный, зато прочно стоящий на земле Садовник (Сергей Русскин): чтобы в душах расцвело высокое, людей, как и саженцы, нужно не «перековывать», а терпеливо взращивать и выхаживать.
«Хитрая вдова», поставленная Татьяной Казаковой по мотивам пьесы Карло Гольдони «Один из последних вечеров карнавала», похоже, стала одним из гастрольных «талисманов» Театра комедии. Спектакль не сходит с афиши уже десять лет: меняются исполнители, варьируются нюансы в рисунках ролей, но зрелище остается ярким, темпераментным и многоцветным. А проблема, вокруг которой закручена остроумная интрига, за два с половиной столетия, пролетевшие с момента создания пьесы, нисколько не утратила актуальности. Дария Лятецкая, играющая красавицу Розауру, делает главным мотивом своей героини стремление узнать всему истинную цену — себе, своим настойчивым кавалерам да и жизни как таковой. Мало выбраться из клетки постылого брака на волю. Надобно, чтоб голос сердца, жаждущего большого чувства, не заглушил хладнокровные рассуждения разума. Персонажи позднего Гольдони перешагнули рамки ставшей для них тесной комедии dell’ arte — они гораздо ближе к реальным человеческим типажам, чем к условным маскам. И типажи эти вневременны и узнаваемы. Лорд Рунбиф (Антон Падерин) — расчетливый делец, видящий в браке лишь выгодное вложение капитала. Мсье Лебло (Сергей Романюк) — неутомимый ловелас, достойный наследник Казановы. Дон Альваро де Кастилья (Владимир Миронов) — надменный гордец, не имеющий за душой ничего, кроме древнего герба. Граф ди Боско Неро (Дмитрий Лебедев) — патологический ревнивец. Но все это — внутри, на поверхности искатели руки прекрасной вдовушки обаятельны, темпераментны, харизматичны. В вихре карнавала определить, где личина, а где лицо, не просто. Но в жизни — еще труднее.
Третий гастрольный вечер был отдан «Визиту дамы» Фридриха Дюрренматта. Автор считал эту свою пьесу «трагической комедией», однако отечественная традиция постановок и экранизаций отчетливо тяготела к трагифарсу с преобладанием последнего — слишком очевидно, что искушение, организованное сумасбродной миллиардершей для своих еле сводящих концы с концами земляков, им явно не по силам. Татьяна Казакова видит в этой истории не только притчу о воздаянии каждому по делам его, но, если хотите, страшную сказку о бессмертии подлинной любви.
Ирина Мазуркевич играет не столько мстительную фурию, сколько женщину, все еще надеющуюся вернуть утраченное когда-то счастье. За ним она и возвращается в родной Гюллен: изощренная месть — миллиард горожанам, в обмен на жизнь предавшего ее когда-то возлюбленного — придумана ею только для того, чтобы Альфред Илл понял, наконец, что вся его сытая, относительно благополучная жизнь не стоит их краткой, юной, страстной любви. В ней это чувство живет до сих пор, потому что в глубине она все та же озорная, дерзкая, но очень чистая душой девчонка. Потому ей и не кажется таким уж невозможным начать на седьмом десятке все с начала. Но тот, кого Клара любила в Илле, давным-давно умер — в тот самый момент, когда Альфред отрекся от любимой и их еще не рожденного ребенка. Дмитрий Лебедев с математической точностью выстраивает траекторию воскресения души своего героя, возвращающегося к самому себе ценой горького прозрения.
Финальным аккордом гастролей стали «Бешеные деньги». Эта пьеса в наследии «Колумба Замоскворечья» не без основания считается одной из самых противоречивых. Островскому очень хотелось воздать должное делателям «умных денег» и посмеяться над ловцами «бешеных», но замысел вступил в конфликт с присущим драматургу чувством психологической достоверности. Савва Васильков (Александр Матвеев) — просто образцово-показательный делец: неглуп, честен, трудолюбив, не чужд самосовершенствования. Однако все его достоинства в глазах красавицы Лидии (Дария Лятецкая) — меньше, чем ничто. Капризная ветреница идет на сделку с мужем только ради того, чтобы в конце концов из экономки, варящей варенье и солящей грибы в забытом богом и людьми имении, превратиться в хозяйку светского салона в Петербурге. Ни о каком «перевоспитании» и речи быть не может.
Она, как и окружающие ее искатели легкого богатства, включая очаровательную фам-фатальную маменьку (Ирина Мазуркевич), видят в деньгах лишь возможность радоваться жизни. Счастливый своей беззаботностью Телятев (Николай Смирнов), получающий удовольствие от собственного интриганства Глумов (Дмитрий Лебедев), упивающийся последними страстными порывами «князенька» Кучумов (Сергей Русскин) — не умея заработать ни гроша, живут на всю катушку. А добродетельный «тюлень» Васильков взят в заложники своим капиталом, не оставляющим ему ни единого шанса выйти из бюджета. Деньги, даже самые «умные», всегда стремятся стать хозяином своего хозяина. Урок, преподанный великим русским драматургом, немногие в состоянии усвоить. К слову сказать, «Бешеные деньги» у искушенного зрителя Дома Островского — гастроли проходили в Малом театре — нашли самый теплый прием.Публика любит комедии: приятно смотреть спектакль, заранее предвкушая, чем он закончится. Но если вы собираетесь к акимовцам — этот номер у вас не пройдет. Что-что, а подбросить утратившему бдительность зрителю информацию к размышлению над чем-нибудь очень и очень серьезным здесь умеют.
Автор Виктория ПЕШКОВА
Вернуться к списку новостей