И смех, и грех / "Бешеные деньги" в Театре комедии им.Н.П.Акимова
Все фотографии ()
Если понадобится в нескольких словах описать впечатление от пьесы Александра Николаевича Островского «Бешеные деньги», то точнее тех, что вынесены в название данной рецензии, наверное, не найти. Все-таки, хотя жанр настоящего произведения и определен, как «комедия», не следует забывать о ее особой, традиционной для Островского не только развлекательной сущности.
Вот и здесь смешные, а иногда и вовсе откровенно фарсовые моменты соседствуют с моментами серьезными, подчас страшными, обусловленными, в первую очередь, мягко говоря, неоднозначным влиянием «презренного металла» на души людей.
Как известно, эта тема - одна из ведущих в творчестве А.Н. Островского. К тому же, она вечная, созвучная любой эпохе, включая и нашу с ее культом всего материального, перед которым понятия иного, духовного свойства нередко пасуют.
Так что в этом смысле Островский по-прежнему остается сейчас едва ли не самым нужным автором для отечественной сцены, неизменно стремящейся к современности. А ведь со дня рождения «Колумба Замоскворечья» 12 апреля 2018-го года исполнилось уже сто девяносто пять лет!
И в связи с этим фактом премьера «Бешеных денег» в Театре Комедии имени Н.П. Акимова, состоявшаяся за два месяца до знаменательной даты, ассоциируется со своеобразным «поклоном» автору, который наряду с другими классиками также - «наше все».
Поэтому столь внимательны к драматургическому первоисточнику создатели спектакля во главе с художественным руководителем коллектива Татьяной Казаковой - представительницей школы классической, основанной на принципах психологического театра режиссуры, но со своим, ироничным, достаточно жестким взглядом на мир.
А это как нельзя лучше подходит при постановке «Бешеных денег», отмеченный сатирической интонацией сюжет которых в угоду сегодняшним тенденциям Казакова не переносит в двадцать первый век. Но и от абсолютной погруженности в быт, свойственной целому ряду театральных версий пьес Островского, отказывается. И это кажется правильным решением, освобождающим спектакль от порядком надоевшего «указующего перста» на его пресловутую актуальность, и вместе с тем способствует легкости и изяществу внешней формы сценического действа.
Тем более что Казакову поддерживает и художник Стефания Граурогкайте, одевшая персонажей в костюмы, соответствующие моде второй половины девятнадцатого столетия (пьеса датирована 1869-м), а игровую площадку оставившая почти пустой, используя лишь необходимые в те или иные фрагменты спектакля предметы мебели. Наиболее крупной деталью декорации оказывается огромная лестница в доме живущих явно «не по средствам» семейства Чебоксаровых - Надежды Антоновны и ее дочери Лидии, чье появление на этой лестнице во втором акте сравнимо с выходом Примадонны на подмостки крупного театра.
Думается, что Лидия в трактовке Дарии Лятецкой считает себя именно ею, а всю домашнюю прислугу - частью грандиозной массовки. Эту догадку подтверждает «миниатюра», озвученная отрывком из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Она органично вплетается в режиссерскую партитуру спектакля, воспринимающегося с интересом.
Даже несмотря на то, что содержание пьесы давно знакомо, и чуть ли не все реплики помнятся практически наизусть, а все равно к происходящему на сцене невольно «подключаешься» эмоционально.
Это становится возможным потому, что артисты являются адвокатами своих персонажей, по отношению к которым при всей неблаговидности целого ряда их поступков все же не испытываешь явного негатива. А некоторых просто жалеешь.
Например, Ивана Петровича Телятева (Николай Смирнов), растрачивающего свое обаяние и остроумие попусту. И - Глумова (Дмитрий Лебедев), который, «перекочевав» в «Бешеные деньги» из другой пьесы Островского, «На всякого мудреца довольно простоты», превращается в законченного циника, готового «с потрохами» продаться некой богатой барыне за финансовое благополучие. И - Надежду Антоновну Чебоксарову (Ирина Мазуркевич), желающую дочери обеспеченной жизни и вместе с тем из последних сил старающуюся удержать ее от морального падения, неизбежного при выборе участи содержанки богатых господ. Пожалуй, единственный, кто отталкивает, это Григорий Борисович Кучумов, которого Сергей Русскин играет совсем уж неприятным типом, одержимым какой-то патологической страстью к Лидии. Но, не увлекайся артист внешней характерностью, можно было бы догадаться, что за вычурностью манер и речи его «князеньки» скрывается страх одиночества и надвигающейся совсем уж беспомощной старости.
А главный герой спектакля, Савва Геннадич Васильков (Александр Матвеев) при всех противоречиях его натуры все же вызывает симпатию. И мало приятное финальное превращение этого в первом акте наивного, влюбленного в красавицу Лидию мечтателя в этакого бизнесмена, которым движет исключительно расчет, объясняется наверняка знакомым многим из зрителей состоянием, когда твое сердце разбито и любой ценой хочется доказать всем собственную состоятельность. Конечно, в этом виновата Лидия, которая, выходя за него замуж, преследовала лишь меркантильные цели. А разочарование в любимом человеке сродни катастрофе...
Однако Васильков еще молод и хочется верить в то, что вопреки высказанному Телятевым предостережению, деньги им окончательно «не завладеют». А его жестокий эксперимент по перевоспитанию Лидии завершится возвращением чувства к жене - изначально светлого и чистого, как снег, который падает на сцену в начале спектакля (соответствующий эффект возникает благодаря мастерству художника по свету Виктории Недопекиной). Да и Лидия, скорее всего, перестанет ощущать себя центром Вселенной и отдаст должное достоинствам мужа.
Эта ощущающаяся «под занавес» спектакля нотка надежды на гипотетически возможный благополучный финал всей истории еще больше располагает к работе акимовцев, кстати, очень тепло принятой в Москве, в рамках гастролей театра, который летом 2019-го года принимал сам «Дом Островского».
Причем, не филиал, а его Историческая сцена, диктующая свои твердые законы. В том числе: безупречную дикцию, отсутствие пошлости, предельную творческую отдачу.
Все это в исполнении артистов из Санкт-Петербурга присутствовало, что позволило им и не растеряться в легендарном пространстве, и получить удовольствие от пребывания в нем. Ощутить себя частью подобного процесса, пусть и в скромном качестве зрителей было приятно и нам.
Фолкинштейн Майя
Журнал "Страстной бульвар 10". Выпуск №1-221|2019, Премьеры Санкт-Петербурга
Фолкинштейн Майя
Журнал "Страстной бульвар 10". Выпуск №1-221|2019, Премьеры Санкт-Петербурга
Вернуться к списку новостей