Владимир
Усков
(1907-1980)
Владимир Викторович Усков окончил Ленинградский техникум сценических искусств. Придя в Театр комедии в 1948 году, он был уже опытным характерным актером почти с 20-летним стажем работы, в том числе и во фронтовом театре в годы войны.
На сцене Театра комедии Владимир Викторович с подкупающей теплотой играл положительных героев: комбрига в «Сыне Рыбакова» В. Гусева, академика Левкоева в «Софье Ковалевской» бр. Тур, колхозного вожака Агафонова в «Новых временах» Г. Мдивани, Муромского в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина, профессора Барышникова в «Четверо под одной крышей» М. Смирновой и М. Крайндель. В репертуар актера входили и такие роли, как Ноздрева в «Мертвых душах» по Н. Гоголю, Чарльза в возобновленном в 1956 году спектакле «Опасный поворот» Д. Пристли, Городничего в «Ревизоре» Н. Гоголя. Городничий Ускова ничем не напоминал грубого солдафона – напротив, он казался добродушным семьянином, отечески беседующим с чиновниками и купцами. Но, как отметил критик С. Владимиров, «чем менее официален, чем “домашнее”, добродушнее Городничий, тем сильнее раскрывается весь цинизм философии стяжательства и взятки, ставшей чем-то бытовым, само собой разумеющимся для этих накопителей земных плодов, рассматривающих весь город как свое домашнее хозяйство». В 1977 году Владимир Усков сыграл Гораса Вандергейлдера в «Свахе» Т. Уайлдера; его партнершей в этом спектакле стала Е. Юнгер, исполнившая роль Долли.
Близкой актеру сферой комического была сатира, поэтому его персонажами часто становились карьеристы, мошенники, бюрократы. Среди них – Министр-администратор в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, директор театра в «Кресле № 16» Д. Угрюмова, Ленский в «Раках» С. Михалкова и Важное лицо в «Деле» А. Сухово-Кобылина. Подчас яркий комедийный талант Ускова «выручал» и драматурга, и режиссера. Так, «Гибель Помпеева» Н. Вирты удержалась на какое-то время в репертуаре театра именно благодаря Владимиру Викторовичу, колоритно сыгравшему роль карьериста Помпеева.
Сергей Филиппов (1912–1990), народный артист РСФСР
Сергей Николаевич Филиппов окончил балетное отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Его карьера в Театре комедии началась в 1935 году.
Филиппов поразил труппу театра при первом же появлении: угрюмый, грубоватый, «с лицом убийцы» (как выразился один из актеров), он был как будто предназначен для ролей отрицательных персонажей – проходимцев, бюрократов, мошенников разного рода. Хотя репутацией «талантливого создателя отрицательных образов» Филиппов был прежде всего обязан кино, театр тоже часто использовал «типажность» актера. Однако здесь его репертуар был многообразнее, чем в кино: Филиппов сыграл и коммуниста Здравеню в «Поют жаворонки» К. Крапивы, и солдата Зайцева в «Питомцах славы» А. Гладкова, и слугу Хлестакова Осипа в «Ревизоре» Н. Гоголя, и измученного раздраженного бухгалтера Хирина из чеховского «Юбилея» в спектакле «Пестрые рассказы».
«В моих героев трудно влюбиться», – как-то сказал Сергей Николаевич, но именно отрицательные персонажи составляли значительную часть его театрального репертуара и принесли актеру известность. Это трусливый и грубый управдом Макаров в «Простой девушке» В. Шкваркина, бессовестный содержатель театра Пустославцев в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по Д. Ленскому), молчаливый и плутоватый Гаврила, слуга нового помпадура в «Помпадурах и помпадуршах» по М. Салтыкову-Щедрину, пройдоха-швейцар Рафаэле в «Призраках» Э. де Филиппо, лицемерный инженер Брусков в «Что скажут завтра?» Д. Аля и Л. Ракова.
Сергея Филиппова называли «снайпером смеха», основным оружием которого были мимика и пластика. По словам Акимова, «его лицо способно передать такую вязь психологических состояний, что она может быть безошибочно и точно переведена с языка мимических реплик на словесный язык».
Оставив Театр комедии в 1964 году, Сергей Николаевич целиком посвятил себя кинематографу.
На сцене Театра комедии Владимир Викторович с подкупающей теплотой играл положительных героев: комбрига в «Сыне Рыбакова» В. Гусева, академика Левкоева в «Софье Ковалевской» бр. Тур, колхозного вожака Агафонова в «Новых временах» Г. Мдивани, Муромского в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина, профессора Барышникова в «Четверо под одной крышей» М. Смирновой и М. Крайндель. В репертуар актера входили и такие роли, как Ноздрева в «Мертвых душах» по Н. Гоголю, Чарльза в возобновленном в 1956 году спектакле «Опасный поворот» Д. Пристли, Городничего в «Ревизоре» Н. Гоголя. Городничий Ускова ничем не напоминал грубого солдафона – напротив, он казался добродушным семьянином, отечески беседующим с чиновниками и купцами. Но, как отметил критик С. Владимиров, «чем менее официален, чем “домашнее”, добродушнее Городничий, тем сильнее раскрывается весь цинизм философии стяжательства и взятки, ставшей чем-то бытовым, само собой разумеющимся для этих накопителей земных плодов, рассматривающих весь город как свое домашнее хозяйство». В 1977 году Владимир Усков сыграл Гораса Вандергейлдера в «Свахе» Т. Уайлдера; его партнершей в этом спектакле стала Е. Юнгер, исполнившая роль Долли.
Близкой актеру сферой комического была сатира, поэтому его персонажами часто становились карьеристы, мошенники, бюрократы. Среди них – Министр-администратор в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца, директор театра в «Кресле № 16» Д. Угрюмова, Ленский в «Раках» С. Михалкова и Важное лицо в «Деле» А. Сухово-Кобылина. Подчас яркий комедийный талант Ускова «выручал» и драматурга, и режиссера. Так, «Гибель Помпеева» Н. Вирты удержалась на какое-то время в репертуаре театра именно благодаря Владимиру Викторовичу, колоритно сыгравшему роль карьериста Помпеева.
Сергей Филиппов (1912–1990), народный артист РСФСР
Сергей Николаевич Филиппов окончил балетное отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Его карьера в Театре комедии началась в 1935 году.
Филиппов поразил труппу театра при первом же появлении: угрюмый, грубоватый, «с лицом убийцы» (как выразился один из актеров), он был как будто предназначен для ролей отрицательных персонажей – проходимцев, бюрократов, мошенников разного рода. Хотя репутацией «талантливого создателя отрицательных образов» Филиппов был прежде всего обязан кино, театр тоже часто использовал «типажность» актера. Однако здесь его репертуар был многообразнее, чем в кино: Филиппов сыграл и коммуниста Здравеню в «Поют жаворонки» К. Крапивы, и солдата Зайцева в «Питомцах славы» А. Гладкова, и слугу Хлестакова Осипа в «Ревизоре» Н. Гоголя, и измученного раздраженного бухгалтера Хирина из чеховского «Юбилея» в спектакле «Пестрые рассказы».
«В моих героев трудно влюбиться», – как-то сказал Сергей Николаевич, но именно отрицательные персонажи составляли значительную часть его театрального репертуара и принесли актеру известность. Это трусливый и грубый управдом Макаров в «Простой девушке» В. Шкваркина, бессовестный содержатель театра Пустославцев в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по Д. Ленскому), молчаливый и плутоватый Гаврила, слуга нового помпадура в «Помпадурах и помпадуршах» по М. Салтыкову-Щедрину, пройдоха-швейцар Рафаэле в «Призраках» Э. де Филиппо, лицемерный инженер Брусков в «Что скажут завтра?» Д. Аля и Л. Ракова.
Сергея Филиппова называли «снайпером смеха», основным оружием которого были мимика и пластика. По словам Акимова, «его лицо способно передать такую вязь психологических состояний, что она может быть безошибочно и точно переведена с языка мимических реплик на словесный язык».
Оставив Театр комедии в 1964 году, Сергей Николаевич целиком посвятил себя кинематографу.
Cпектакли прошлых лет
Вернуться